Современный Казахстан является самой крупной страной Центральной Азии как по своей территории. Долгая история формирования сегодняшних границ привела к большому этническому и религиозному разнообразию населения республики. Согласно последней описи, в стране проживают представители 131 национальности, большинство из которых исповедует 48 различных религий и конфессий. Очевидно, что в мультикультурном государстве не может быть доминирующей нации или религии, поскольку в таком случае все остальные будут сильно страдать.
С распадом Советского Союза, молодые государства на постсоветском пространстве задались вопросом самоидентичности, что порой приводило к росту национализма в его радикальных проявлениях. Примером тому является Украина, где деятельность националистов по отношению к русскоязычному населению до сих пор не позволяет остановить войну на востоке страны. Казахстан же в этом отношении был более толерантен, однако на заре республиканской независимости представителя ряда национальностей мигрировали из страны. Многие эксперты связывают данный процесс с национализмом титульной нации.
После нулевых, к середине десятых обстановка в плане возникновения вспышек этнической розни в Казахстане стабилизировалась, но Нурсултан Назарбаев перед своим уходом подложил свинью в виде «Модернизации общественного сознания». По его мнению, идентичность казахстанцев не до конца была сформирована и требовала перемен, что было сигналом для националистов, которые снова дали о себе знать. Его слова случайно или не очень, как и следующая за ними программа привели к ряду межнациональных конфликтов.
По какой-то причине казахские националисты требуют уважение к национальному языку и своим обычаям не через пример достойного поведения, а посредством применения насилия к этническим меньшинствам. В феврале 2020 года результатом межэтнического конфликта в Кордайском районе Жамбылской области стали 10 (по другим данным, 11) погибших, более 180 раненых разной степени тяжести, более 20 тысяч беженцев, 39 сожженных домов, 20 магазинов и 49 автомобилей. Тогда дунгане не вписались в концепцию «Модернизации общественного сознания» и стали жертвой казахов.
Как говорится, «лучшее - враг хорошего». Поэтому такие радикальные поиски самоидентичности ни к чему хорошему не приводят: при переходе на латиницу начинают притеснять русский язык, оберегая титульную нацию, дискриминируют этнические меньшинства. Получается деградация, а не модернизация.