Как обычно, самым сложным при составлении этой подборки был выбор фильмов. Только если в случае с хорошими мультфильмами для взрослых получается уложиться в три списка (спойлер!) и более или менее успокоиться, то с комедиями такое не прокатит.
Про одного Фантомаса сняли три роскошных фильма (это я сейчас говорю про трилогию Андре Юнебеля, на самом деле фильмов про этого персонажа намного больше). Один Гайдай и один Рязанов наснимали на двадцатку или чуточку больше чудесных комедий (а Захарова и Данелию я еще не поминал). Чарли Чаплин? Без комментариев. Ришар с Депардье? И без Депардье.
И это только то, что популярно на постсоветском пространстве. В США, например, Гайдая никто не знает и не смотрит. Потому что юмор слишком наш, слишком народный, слишком непонятный.
В этой выборке почти ничего из вышеупомянутого не будет. Надеюсь, будет что-то новое для вас. Главной задачей было собрать кино, с которого не усмехаешься под нос, а именно гогочешь.
1. «День сурка» (1993)
Вот он, совсем недавно прошел. Я про день, а не про фильм. Хотя фильм по ТВ в этот день точно показывали. Он-то в популярности даты и виноват. К счастью, нам не пришлось проживать 2 февраля 100+ раз, чтобы понять, что в жизни мы делаем неправильно. Зато многие наверняка смотрели это чудесное кино больше 10 раз. Или больше 20. Фанатов «Звездных войн» такими цифрами не удивишь, но у нас другой козырь — мы точно смеялись больше, чем они. И можем, не стесняясь, этим хвастаться.
2. «Паровоз „Генерал“» (1926)
Комиком номер два после Чарли Чаплина можно уверенно назвать Бастера Китона. Многим даже его имя незнакомо. Но заставлять людей даже не смеяться, а откровенно ржать он умеет не хуже более известного товарища.
Фирменная фишка Китона, бросающаяся в глаза в том числе и в «Генерале» — убийственно серьезное лицо. С этим лицом он выслушивает нравоучения тех, кто «лучше знает»; воюет, попадает в передряги, выпутывается из них и проявляет неземное чувство к одной девушке.
И из-за этого лица каким-то непонятным образом начинаешь ржать примерно на пятнадцатой минуте менее, чем полуторачасового фильма. Ближе к финалу в связи с этим начинаешь переживать за свое здоровье. И это не художественное преувеличение, а мой личный опыт. Я предупредил. На случай, если вашим детям пора спать.
3. «Реальные упыри» (2014)
Тот самый случай, когда в фильме прекрасно всё, кроме русского перевода названия. Не знаю, как у вас, а у меня при виде подобных якобы броских названий автоматически выскакивает ассоциация с чем-то плохим. А между тем, это совершенно убойная комедия.
«Реальные упыри» (правильно название переводится как «Чем мы заняты в тени») — это как бы документальное кино из жизни вампиров. По сюжету, журналисты бегают с камерой за персонажами и фиксируют все их действия. Периодически история разбавляется кусками интервью с вампирами, образы которых удачно понатаскали отовсюду: из «Дракулы» Брэма Стокера, «Интервью с вампиром», «Носферату» и т.п.
Во время просмотра может возникнуть ощущение, что шутки приехали откуда-то издалека — многие слишком непривычно звучат. Шутки, как и весь фильм, приехали из Новой Зеландии, и они настолько же непривычны, насколько и смешны.
4. «Клерки» (1994)
До того, как сделать, например, «Догму», режиссер Кевин Смит не был никому известен и работал обычным продавцом в супермаркете. Из зарисовок именно этого периода его жизни и получились «Клерки», первый его фильм, который пустил его в большое кино и дал возможность снять что-нибудь еще.
Как правило, что-нибудь еще — это комедии, набитые шутками уверенно ниже пояса, и с явно мизантропическим характером повествования. Главные герои зачастую ненавидят то общество, в котором они живут, и не упускают случая цинично обстебать каждую мелочь, бросившуюся им в глаза.
Но при этом у фильмов Смита хорошо заметен оттенок приятной ностальгии по юности, когда ты уже более или менее самостоятельно мыслишь, но при этом достаточно беспечен и бескомпромиссен и всегда имеешь хлесткий ответ на любой случай.
Ну, к примеру. Работаете вы в прокате кино и видео. Приходит к вам типовой клиент, который априори считает, что весь ассортимент вы давно посмотрели и обязаны ему «посоветовать». А внезапно получив ответ, что вот нет, не смотрел я этого, он начинает возмущаться, что какого лешего ты тут работаешь, что понабрали по объявлению, что молодежь безответственная пошла.
Знакомо? Так вот у одного из персонажей «Клерков» на этот случай найдется хлесткий ответ. И масса других ответов на массу других ситуаций.
5. «Гараж» (1979)
Суперклассика Эльдара Рязанова, в которой ряд бытовых и других довольно серьезных и неприятных историй рассасывается в роскошных хохмах, которыми фильм набит под завязку. Чаще всего только через несколько часов после просмотра начинаешь думать, что кино вообще-то довольно серьезное и ты никак не можешь позавидовать этим людям, оказавшимся фактически запертыми в стенах гаражного кооператива из-за бюрократической возни.
Но пока смотришь, можешь только смеяться, складываясь вдвое-втрое и упираясь в живот коленками, чтобы не навредить себе любимому.
6. «Большие гонки» (1965)
Еще одна классика, на этот раз американская. С трюками, приключениями, безупречным главным героем и безупречной подругой главного героя, зловещим профессором, Коломбо, который еще не Коломбо, шикарной сценой метания тортов и антрактом строго не посередине фильма.
И, конечно, с забавными шутками, которые почему-то смешат даже через пятьдесят лет и пять-шесть просмотров.
7. «Безумные подмостки» (1992)
О «Безумных подмостках» кое-что я рассказывал в этой выборке. Поэтому сюда вынесу только одну рекомендацию: смотреть это кино стоит в один прием. Я бы сказал, даже без перекура. Нет, перекур, конечно, можно. Можно и чаек с печенькой и даже обед, который вон, уже стынет. Но обед можно и потом разогреть. А состояние «ха-ха» и «живот надорвешь» просто так не разогревается. Бастера Китона и его «Генерала», кстати, эта рекомендация тоже касается.
8. «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964)
Шикарная военная сатира Стэнли Кубрика на тему Карибского кризиса. Или любого другого, в котором речь идет о перспективе рукопожатия ядерным оружием. Для своего времени фильм был актуальным до рези в глазах, потому что этот самый Карибский кризис только-только закончился, а обычный мирный народ, которого не заботили высокие политические материи, пребывал в страхе.
Но время прошло, а кино все еще остается смешным. Очень смешным. В нем досталось и политикам, и военным, и даже Гитлеру какому-то прилетело.
А после просмотра хочется еще отметить, что «Доктор Стрейнджлав» замечательно снят. Правильно будет сказать — прогрессивно снят. Вы бы не угадали, что этот фильм — шестидесятых годов.
9. «Большой Лебовски» (1998)
Описывать сюжет этого фильма — вполне себе бессмысленная задача, равно как и объяснять, чего в нем смешного.
Ну, есть безработный мужик Джеффри Лебовски, который достаточно счастлив: счастлив величиной пособия по безработице, возможностью посидеть в ванной, послушать Creedence, выпить коктейльчика и поиграть с дружбанами в боулинг. Где-то там с сумасшедшей скоростью двигается мир, но нас это не касается. У нас всё идет размеренно, сопряжений и коллизий не происходит, поэтому...
К Лебовски в дом вламываются двое и требуют вернуть долг. Макают головой в унитаз. А он только и успевает сказать: «Прости, не успел разглядеть. Дай еще разок гляну».
Ну, и так далее. Пытаться искать смысл в сюжете или даже банально следить за ним — «см. первый абзац».
А вот поржать вволю — это пожалуйста. К состоянию всеобщего абсурда привыкаешь достаточно быстро. Но при этом убойный юмор продолжает лететь из самого неожиданного места. И всё, что нужно делать — наслаждаться. Ведь Лебовски это может, почему мы нет?
Что-то вроде вне конкурса
Во-первых, за пределы списка пришлось вынести «Амели». Это чудесный фильм, который в любом источнике обозначат как комедию. Но это фильм именно настроенческий: очень милый, приятный, красиво снятый и непосредственный, как та самая Франция, которую раньше разглядывали на открытках. И режиссер Жан-Пьер Жёне не ставил себе задачу сделать нечто заставляющее ржать все два часа. Хотя пара эпизодов, в течение которых именно этим вы и будете заниматься, присутствуют. Чтобы без спойлеров: я про те эпизоды, где в квартире одного неприятного типа кто-то сыграл в полтергейст.
Во-вторых, здесь «Собачье сердце» Владимира Бортко, который вроде как вообще не комедия. Но ржать-то все равно не перестаешь. Слишком в точку оказывается всё, что изрекает профессор. Понятно, что тут, в первую очередь, Булгаков постарался, но плохие постановщик и актеры могут завалить даже самый беспроигрышный материал. Здесь, конечно, не завалили, а роль Евгения Евстигнеева в этом фильме часто называют лучшей из тех, что он сыграл.
Если вам понравилась статья, вы можете порадовать нас лайком и подпиской на канал. И комментариями. Какие фильмы вызывали у вас бесконтрольный смех?