В журнале «Меркурий» – издании Белорусской торгово-промышленной палаты, представляющем собой бюллетень деловой и коммерческой информации, в № 41 за 2020 год, была опубликована статья о Минском моторном заводе, где о предприятии рассказывает генеральный директор Александр Рогожник. Предлагаем вашему вниманию оригинал этой статьи.
Завод, который дарит движение
История Минского моторного завода берет свое начало в 1963 году – с момента первого мотора, сошедшего с конвейера нового промышленного предприятия страны. Почти 60 лет истории развития и становления отечественного двигателестроения – путь от производства единственного дизеля, «первенца» ММЗ Д-50, предназначенного для комплектации тракторов Минского тракторного завода, до создания широкой номенклатуры продукции. Сегодня потребителям предлагаются более 120 модификаций 3-, 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей мощностью от 35 до 450 л. с. Они проектируются и производятся с применением новейших технологий, соответствуют современным экологическим нормам и международным стандартам. Продукция холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» поставляется более чем в 50 государств ближнего и дальнего зарубежья, среди которых страны СНГ (РФ, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан), ЕС, Азии (Пакистан, Вьетнам), Африки (Египет, Конго, Зимбабве) и Америки (Канада, Куба). Техника, укомплектованная минскими моторами, – сельскохозяйственная, автомобильная, внедорожная, лесоуборочная, горно-шахтная – работает в 70 странах мира.
Просто и понятно, как двигатель внутреннего сгорания
Широкое распространение белорусских двигателей свидетельствует о том, что Минский моторный завод стал брендом в дизелестроении. Устойчивый позитивный имидж минских моторов на мировом рынке сформировали логичность и компактность конструкции, простота правил эксплуатации и обслуживания, высокая ремонтопригодность и доступность запасных частей. Очень часто эти преимущества становятся решающими для выбора потребителя в условиях высокого уровня конкуренции, ведь аналогичные двигатели выпускают более 120 компаний по всему миру. Помогают упрочить достойную репутацию минских моторов надежные, проверенные годами партнеры ММЗ – « Heinzmann », « Mann Hummel », « BOSCH », « EMITEC », « Almet », « Motorpal », поставляющие высококачественные узлы и комплектующие для двигателей. Широко разветвленная товаропроводящая сеть холдинга во всех уголках мира обеспечивает оперативность гарантийного и сервисного обслуживания продукции в режиме 24/7.
Конкурентная гонка исключает возможность остановки. Предприятие идет по пути дальнейшей диверсификации производимой продукции и каналов ее распределения, регионов и рынков сбыта, ставит перед собой амбициозные цели по наращиванию объемов экспорта в страны дальнего зарубежья. Конструкция двигателей, выпускаемых Минским моторным заводом, постоянно совершенствуется согласно требованиям и пожеланиям заказчиков. Из множества технических идей для воплощения выбираются те, которые сочетают в себе наибольшую пригодность к реализации на производстве и коммерческий потенциал.
В большое плавание с малолитражными двигателями
В последние годы одним из самых перспективных направлений является создание малолитражных двигателей, так как этот сегмент дизелестроения ранее не был освоен на постсоветском пространстве. На Минском моторном заводе стало возможным рождение маленького «сердечка» – 2-цилиндрового дизельного двигателя MMZ -2 LD мощностью до 20 л. с. Техника с двухцилиндровыми моторами отправится на поля, дороги, в помощь строителям. Гордостью завода стало освоение серийного производства 3-цилиндрового двигателя MMZ -3 LD мощностью до 35 л. с. в трех модификациях: тракторной с турбонаддувом и без него, дизель-генераторной.
Двигатели особенно востребованы для комплектации небольших тракторов и дизель-генераторных установок, в том числе, за рубежом (например, в Египте). Большие перспективы связаны с моторами семейства 4 DT /4 DTI . По техническим характеристикам они близки немецким аналогам « Deutz », английским « Perkins », японским « Kubota » и могут служить им достойной альтернативой. Один из вариантов применения мотора MMZ -4 DTI – для переоборудования бывшей в употреблении техники и замены бензиновых двигателей. Проект по переоборудованию автомобилей «УАЗ» уже реализуется с Республикой Куба, аналогичную заинтересованность выразили партнеры из России и Эфиопии.
Прорывом двигателестроения ММЗ последних лет стала разработка мотора MMZ -3,6 DTI рабочим объемом 3,6 л мощностью до 120 л. с. для внедорожной техники. Применение самых современных конструкторских решений обеспечило экономичность, оптимизацию габаритов, улучшение наполняемости цилиндров, рабочего процесса и процесса сгорания топлива. Создание MMZ -3,6 DTI позволит успешно конкурировать с производителями двигателей на постсоветском пространстве, в частности, станет альтернативой ярославским моторам серии 534. Возможна его автомобильная модификация, например, для установки на «ГАЗон- Next ».
Вверх по ступенькам экологической безопасности
Считается, что все в этом мире уже вторично и изобрести что-то новое почти невозможно. Однако это не помешало нашим конструкторам создать инновационную разработку, заслужившую признание на государственном уровне. Авторскому коллективу предприятия была присуждена отраслевая премия Министерства промышленности Республики Беларусь в области науки и техники в номинации «Машиностроение (автомобили, автобусы, дорожно-строительные машины, двигатели и другая продукция машиностроения)» – за разработку и освоение производства семейства 4-цилиндровых дизельных двигателей мощностью до 190 л. с. (140 кВт), удовлетворяющих нормам экологической безопасности Евро-5 для автомобилей и автобусов. Работа по созданию моторов выполнялась в тесном сотрудничестве с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси и БНТУ. На двигатели получен сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Серийные поставки базовой модели двигателя производятся на ОАО «МАЗ».
Предела совершенству нет, и сейчас конструкторы ММЗ штурмуют следующую вершину –стремятся достигнуть на дизелях экологического уровня Евро-6.
Завод поднимается вверх по ступенькам экологической безопасности и на тракторных двигателях. В 2019 году разработана конструкция мотора экологического уровня Stage 5, на его базе создана линейка двигателей для комплектации тракторов ОАО «МТЗ». Достижение норм Stage 5 обеспечивается за счет топливной аппаратуры чешской фирмы « Motorpal » и системы доочистки отработавших газов бельгийской фирмы « Multronic ». В этом году завершены испытания двигателя Stage 5 в органе по сертификации Европейского союза « TUV SUD Czech » (г. Прага). Получение сертификатов европейского и американского стандартов о соответствии мотора экологическим уровням Stage 5 и Tier 4 f дает право продавать двигатели и укомплектованную ими технику в страны ЕС, США и Канаду.
Поддали газу – и вперед на несколько позиций
Еще один вызов времени – необходимость удешевления топлива и повышения его экологичности. У Минского моторного готов достойный ответ. На предприятии реализуется проект «Разработка и освоение производства двигателей, работающих на газомоторном топливе». Разработаны конструкции 3-, 4- и 6-цилиндровых газодизельных моторов мощностью от 35 до 155 л. с. На МТЗ поставлены первые опытные образцы, и они проходят эксплуатационные испытания. Основанная на их результатах модернизация придаст моторам безукоризненность качества и основных характеристик.
Минский моторный завод в развитие газовой тематики создал перспективный газопоршневой двигатель. Работы над ним велись совместно с ООО «РМЗ РариТЭК» (Республика Татарстан) с привлечением компании « Econtrols » (США). Моноподача газа обеспечивает существенную оптимизацию процессов двигателя и облегчает достижение высоких экологических требований Евро-5 и Евро-6.
Специальная – значит, оригинальная и необходимая
Производство спецтехники – давнее и успешное направление деятельности Минского моторного завода. В линейку входят дизель-генераторные установки, стационарные и передвижные компрессорные станции, дизель-насосные установки. Одно из изделий спецтехники моторного используется на реконструкции уникального исторического объекта: дизель-генераторная установка мощностью 68 кВт в контейнерном исполнении исправно работает в Коссовском замке.
Здесь закаляют сталь
Дополнительный повод для гордости Минского моторного завода – современное литейное производство. Оно способно обеспечивать не только загрузку производственных мощностей предприятия, но и выполнение запросов сторонних заказчиков. Четыре литейные производственные площадки непрерывно подчиняют металл, заставляя принимать нужную форму: цех алюминиевого литья головного предприятия, производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья на филиале ОАО «УКХ «ММЗ» в г. Столбцы, Лидский литейно-механический и Житковичский моторостроительный заводы.
Цех алюминиевого литья может выпускать около 300 наименований отливок из алюминиевых сплавов, заготовки из специального чугуна. На филиале ММЗ в г. Столбцы реализован крупнейший инновационный проект – строительство производства высокоточного, высокопрочного чугунного литья, потребовавшее вложения более 25 миллионов долларов собственных средств. Производство оснащено современным высокотехнологичным оборудованием известнейших европейских производителей из Англии, Германии, Италии и включает в себя два участка: центробежного литья для изготовления отливок гильзы блока цилиндров (мощностью 8000 тонн литья в год) и изготовления фасонных отливок по ХТС-процессу (мощностью 10 000 тонн литья в год).
Вопреки трудностям
Успешное продвижение продукции на зарубежные рынки порой осложняется в связи с ограничениями на законодательном уровне, действующими в той или иной стране.
Для продвижения и создания приоритетных условий собственным производителям продукции, в России в 2014 года было принято Постановление Правительства № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление № 656). Приложение содержало перечень этих товаров. Хотя двигатели в него не вошли, немало российских производителей постепенно снизили оснащение своей техники минскими моторами, так как в реальности сталкивались с препятствиями к допуску на тендеры для осуществления процедуры государственных закупок. Трудности возникли, например, у ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «Россельмаш», ЗАО «Брянский арсенал», также у производителей дизель-генераторных и дизель-насосных установок – поскольку эти компании традиционно поставляли значительную часть своей продукции именно для государственных и муниципальных нужд.
Страны – члены Евразийского экономического союза сочли неправомерным ущемление своих производителей на территории союзного государства. В результате неоднократных обсуждений и совещаний, удалось добиться отмены постановления № 656. Вместо него в апреле 2020 года были приняты два новых: №№ 616 и 617. Теперь наравне с российскими машиностроительными предприятиями, допускается участие в госзакупках на территории России продукции производителей из стран ЕАЭС. Для этого требуется подтверждение производства промышленной продукции на территории государства – члена Евразийского экономического союза. Подтверждением является наличие сведений о ней в реестре евразийской продукции.
Для внесения в реестр необходимо получить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, который выдается Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь в соответствии с требованиями ТПП РФ.
Получение сертификата – трудоемкий процесс, требующий сбора огромного количества документации: конструкторской, технологической, учредительной, коммерческой, по системе менджмента качества. Успешно пройдя через эти процедуры, ОАО «УКХ «ММЗ» стал первым в Беларуси обладателем сертификата, подтверждающего происхождение товара на территории Евразийского экономического союза. В документе перечислены все основные модели двигателей, выпускаемые ММЗ, – 139 наименований. Это дает право технике с нашими моторами участвовать в процедурах государственных закупок в Российской Федерации.
Сертификат уже предоставляется российским партнерам, что снимает любые вопросы при подаче документов на тендеры по закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Можно надеяться, что наличие данного документа повысит привлекательность продукции ММЗ в глазах производителей РФ, и обеспечит планомерный рост экспорта.
Основы успеха – наука и вдохновение
Производственные мощности предприятия, широкая номенклатура выпускаемых деталей, новые разработки и освоение сложных технологических процессов имеют мощный теоретический фундамент. Предприятие аккредитовано в качестве научной организации, здесь создана отраслевая лаборатория для проведения научно-технических исследований в области двигателестроения.
Завод – не просто огромный механизм. Это настоящая семья единомышленников – преданных своему предприятию профессионалов, стремящихся к единой цели. Их интересы, социальная защита всегда находятся в центре внимания руководства. Благополучие коллектива основывается на успехах хозяйственной деятельности. В то время, когда из-за пандемии во всем мире промышленные предприятия несли колоссальные убытки, закрывали производства и сокращали поставки, Минский моторный не останавливал конвейер ни на один день, продолжая свое стремительное движение вперед.
Пресс-служба ОАО «УКХ «ММЗ»
#mmz #ммз #двигатели_ммз #минские_двигатели #специальная_техника #литейное_производство #газовые_двигатели #малолитражные_двигатели #бренд_в_двигателестроении