Найти тему
C G

Волонтерство - помощь нуждающимся или развращение людей?

У меня дочка любит рисовать. Рисует уже несколько лет и вполне доросла до того момента, когда краски, кисти, бумага, мастихины, холсты и прочее покупается в специализированных магазинах.

У нас в городе до начала пандемии было несколько таких точек продаж, сейчас осталось только две. В одной из них мы закупаемся очень давно и хорошо знакомы с хозяйкой этой точки Катей. Катя и сама немного рисует и открывала эту лавочку для себя. Это ее мелкий бизнес, который отнимает много времени и энергии, но позволяет ей чувствовать себя не просто женой и мамой, но и успешной в карьере. Укати есть муж, который много и успешно работает. Ребенок у Кати один, и больше рожать она не собирается. Тем более, что в прошлом году у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. Летом ее даже прооперировали по-женски. Она до сих пор на специальных препаратах. Пандемия то же пошатнула спокойную жизнь Кати. Короче, 2020 года она вспоминает не просто с ужасом, а с содроганием. И вот пока дочка выбирала себе материалы для творчества (делает она это с удовольствием и достаточно долго), мы с Катей болтали (все равно больше покупателей не было). Катя рассказала, что перед новым годом решила «почистить карму» и, связавшись с какой-то благотворительной организацией, поехала поздравлять нуждающихся, предварительно поучаствовав финансово в подготовке к поздравлению. Поехали они на Катином внедорожнике.

Рисунок моей дочери.
Рисунок моей дочери.

- Мне стало стыдно, - говорит Катя, - когда мы подъехали в дому, в котором жила подшефная семья. Стоимость всего дома вместе с землей явно меньше, чем моей машины. Но в такую глушь, где они обитают, хотя от города всего-то тридцать километров, только на внедорожнике и проехать.

Дом на самом деле оказался на нескольких хозяев. Опекаемая семья имела там часть, купленную на маткапитал, как Катя узнала позже. В помещении было совсем не жарко, скорее прохладно, хотя холодов на улице особенно не было. Отряд приехавших встретила женщина и пятеро детей разного возраста. Началась какая-то суета, Катя чувствовала себя неловко. Все вокруг говорило о патологической бедности. Ощущение нереальности происходящего не покидало хозяйку художественной лавки. Услышав, что Катя сама рисует, вторая по возрасту девочка сказала, что то же рисует и предложила показать свои рисунки. Это были обычные рисунки ребенка, чувствующего композицию и цвет интуитивно, но не обладающего никакими знаниями. Если девочку выучить, то она могла бы рисовать очень неплохо. Как-то обсуждая ее рисунки, Катя и девочка разговорились.

Девочку зовут Маша. Она и ее старшая сестра родились в Питере, где мама училась и была замужем. Но потом мама с папой поссорились, мама забрала детей и уехала к родителям. Так она вышла замуж за отца Павлика. И уже впятером они приехали в нашу область. Но новая семья не сложилась. Папа вернулся домой, а они остались здесь. Тогда мама купила эту часть дома, где они живут. Но она оказалась в плохом состоянии. Крыша протекала. Но на лучшее денег не было. Тогда появился папа Луки. Он чинил дом, помогал по хозяйству. Много раз он рассказывал, как хорошо у него на родине в Молдове, что они обязательно поедут туда все вместе, вот только надо денег заработать побольше, чтобы там купить хороший дом. И можно будет жить счастливо. Там тепло. Растет виноград. И люди все очень добрые и приветливые. Маша, когда вырастет, обязательно уедет жить в Молдову. А пока они живут здесь. Отец Луки поехал к родителям в гости, а заодно дом поискать для своей семьи. Уехал на три месяца. Правда, ввернулся только через полгода. Там у него мама заболела. И он дом не нашел. А за это время мама Маши встретила здесь Петра. И когда вернулся из Молдовы предыдущий муж, она оказалось, что ждет уже Васю. А молдаванин обиделся и уехал от них. Он хотел Луку забрать, маму просил отпустить сына с ним, но мама сказала, что детей не раздает, что это все ее дети, что они все только вместе будут жить.

А дядя Петя он хороший был, еду приносил, только пил много, а когда выпьет, то злой становился. Ему ничего сказать против нельзя было. А потом дядя Петя поймал курицу соседа и мама ее приготовила. А сосед пришел к ним ругаться, что они у него постоянно все воруют. Но они не воруют постоянно, просто иногда берут то, что у соседей лишнее. Вон у соседей сколько кур, они ими торгуют, а дядя Петя только одну взял, а их семь человек в доме, есть-то всем надо. Неужели стоило из-за одной курицы такой скандал поднимать? Ну, дядя Петя его и стукнул его. А сосед взял и умер. Так дядю Петю посадили. А разве дядя Петя виноват, что сосед такой жмот оказался? Но суд он не справедливый, потому что у них денег нет, а у соседа есть.

- Ты разве не понимаешь, - удивилась Катя, - что дядя Петя украл курицу, а потом убил человека?

- Да им просто курицу жалко стало, потому что вообще жадные, - спокойно ответил ребенок, - вон нам сколько всего из города всегда привозят. И им не жалко, потому что они не жмоты. И это правильно. Людям надо помогать. У них много всего, а у нас ничего нет. Поэтому они должны делиться.

- Но ведь можно попросить было, а не воровать.

- Мы раньше просили, они давали, а потом перестали. Это потому, что нам деньги государство давало, а им – нет. Так у них детей нет маленьких, за что им помогать? Да еще и скотины полный двор. Это они помогать должны. А они жадничать начали.

- Знаешь, - продолжает Катя, - у меня аж голова заболела. Вот это логика: соседи им помогать должны, потому что у соседей скотины полный двор, а детей нет. Я ее еще спросила, а почему вы соседям не помогали со скотиной. Так она мне ответила, что скотина соседская, значит, соседям с ней и возиться, они же не просят их помогать с детьми. Я еще говорю, что если вы не хотите помогать соседям, то почему соседи должны помогать вам? Она на меня так посмотрела, как будто я глупость несусветную сказала, вздохнула и говорит: та у соседей всего много, а у нас ничего нет, значит, они должны с нами делиться. Так я и не смогла ей объяснить, что у соседей много всего потому, что они все время работают, а у них нет ничего, потому что ничего не делают. У нас же Вася маленький, нам работать не положено – вот и все, что я услышала в ответ.

- Когда мы в город возвращались, - продолжает Катя, - я у волонтеров, с которыми ездила, спросила, зачем они этой семье помогают. Говорят, что детей жалко, да и женщина она не плохая, не пьющая, детей любит, вот только с мужиками ей не везет – все время какие-то дурные попадаются. Пятерых детей одна поднимает, грех ей не помочь. А я вот подумала, что не готова помогать такой маме пятерых детей. Да, конечно, детей жалко, но ничего хорошего такая помощь от волонтеров не приносит. Маша уже сейчас уверена, что богатые обязаны помогать бедным, а если не помогают, то можно у них забрать. То есть ребенок не считает, что надо работать, чтобы выбраться из нищеты, он уверен, что ему должны и можно забрать. Лично я работаю, муж работает, чтобы покормить свою дочь, одеть, развлечь, показать ей мир, а вот оказывается, что мы должны уже не только ей, но и чужим детям просто потому, что их родители не хотят работать. Понимаю, если бы эта была семья котов, их на работу не возьмут, лапки огород возделывать на позволяют. А тут-то почему? Короче, больше я не волонтерствую.

А ведь и правда, получается, что помогают из лучших побуждений, только хуже делают. Вспомнились слова «Милостыня да запотеет в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому даешь». Получается, что детей жалко, женщина вроде бы как и не плохая, а помощь не во благо. Может, без помощи они скорее работать начнут? Или, наоборот, воровать пойдут? И какую модель жизни вынесут дети из такой семьи?