С этой песней у меня связана история. В начале 90-ых, когда я только знакомился с рок-музыкой и классическим хард-роком в том числе, у меня был достаточно хаотичный набор источников, из которых я эту музыку получал. Например, первое знакомство с Deep Purple связано с аудио кассетой, которая не имела опознавательных знаков( она была мало того, что без коробки, так еще и сама абсолютно прозрачная!). Записана она была непонятно кем непонятно по какому принципу! Достаточно тумана и загадок? Вполне. Теперь по памяти я могу сказать, что там были Speed King, Child in Time, Never Before и героиня сегодняшнего обзора - When a Blind Man Cries. Ну, это я сейчас знаю как она называется, а тогда я понятия не имел ни о названиях песен, ни - с какого они альбома. Правда все это достаточно быстро менялось в лучшую сторону. Очень скоро у меня появился винил In Rock, а затем кассета с Machine Head и Fireball.
Кассета была записана так себе, и неудивительно, что со временем она вообще куда то потерялась. Я особо и не жалел - все песни нашлись на альбомах в куда лучшем качестве. Кроме одной...
Я то думал, что она скоро найдется, по мере того, как я приобретал один альбом Deep Purple за другим. Но ...её нигде не было. Эта баллада превратилась в песню-наваждение, в песню-призрак...Времена были "до Интернета",а дело осложнялось еще и тем, что я не мог внятно обьяснить что я ищу. Я только помнил, что была на кассете "офигенная песня" и даже хорошо помнил припев. Он у меня отчетливо крутился в голове.
Время от времени предпринимались попытки найти её, но безуспешно. Ни на одном альбоме её не было. В конце концов спустя достаточно много времени( едва ли не лет десять прошло!) песня нашлась...на расширенном издании Machine Head! Я сидел перед колонками и слушал, а в горле чуть ли не ком стоял, то ли от самой музыки, то ли от радости, что она таки нашлась, или от того и другого одновременно. К тому же я чувствовал себя мало-мало дураком - я искал эту балладу где угодно, но только не на Machine Head и связанным с ним записях. Ясное дело, Machine Head у меня давно был и заслушан был, что называется "до дыр".
Тем не менее, эта песня записывалась именно для Machine Head. Но на альбом не попала. Вышла на второй стороне сингла Never Before 18 марта 1972 года. Похоже эта запись и оказалась у меня на безымянной кассете.
Первоначально эта баллада производит чрезвычайно сильное впечатление и вызывает непонятную грусть и ностальгию по времени, в котором не жил, и когда даже на свет не родился. Из разряда - "сейчас такое не сочиняют". Мелодия припева способна довести до слез в буквальном смысле слова, а гитара Блэкмора выворачивает душу наизнанку.
Тем не менее "дядька Черномор" категорически возненавидел эту песню. Достаточно сказать, что она никогда не исполнялась на концертах Deep Purple пока Блэкмор был в группе и не попала на альбом Machine Head по той же причине - абсолютное неприятие Блэкмора.
Найти хоть что-нибудь проливающее свет на такое отношение гитариста к песне мне пока не удалось. Я немало прочитал интервью Ричи, но на эту тему - полное радио молчание! Хотя допускаю, что, возможно, я просто плохо искал и где то этот вопрос освещался. Буду благодарен за информацию, если кто-либо из читателей знает больше.
А я могу только предполагать и попробовать выдвинуть свои версии и соображения на этот счет.
Что с ней не так? Почему лидер группы отстранился от песни, которую многие считают признанным шедевром? На которую сделано множество каверов известными музыкантами?
Первое, что приходит на ум - баллада чрезвычайно сентиментальна, и после первого сильного впечатления могла показаться Блэкмору слишком слезливой. Не то, чтобы Ричи никогда не играл лирику...наоборот, очень даже играл, но излишняя сентиментальность всегда вызывала у него раздражение. Как то он проехался по вокальному исполнению Ронни Дио в Rainbow Eyes, отметив, что Дио "не умеет петь баллады" и поет "как маленькая девочка". С точки зрения Ричи баллады должны звучать лирично, но не слишком сентиментально. Такой вывод можно сделать из его многочисленных интервью.
Из первой причины вытекает вторая. После экспериментального новаторского Fireball, который тоже Ричи не нравился, он был намерен записать ломовой хард-роковый альбом, который покажет весь потенциал группы. И музыкантам в полной мере это удалось. Альбом наполнен филигранно сыгранными боевиками, а начинается с ураганной Highway Star, которая задает новый эталон скоростного и техничного хард-рока. Начать лучший альбом в дискографии мощным боевиком, а закончить жалостливой песней? А думаю, Ричи Блэкмор был категорически против этого.Где-то мне встречалась фраза, которую гитарист в раздражении бросил при обсуждении этой песни: "Мы что, негритянская группа?"
Еще одной причиной мог стать антагонизм Блэкмора и Гиллана. When a Blind Man Cries очевидно была песней Яна Гиллана, его удачей. Учитывая непростые отношения Ричи Блэкмора с Гилланом это могло стать еще одной причиной отторжения Ричи.
Так или иначе, но с Блэкмором группа не играла песню на концертах ни разу, в то время как Гиллан включил её в программу живых выступлений своего проекта Gillan сразу же, как только это стало возможным. Точно так же песня "исчезла" во время воссоединения музыкантов Mark II в 1984 -1993 гг. и снова "воскресла" в 1993 году, как только Блэкмор навсегда покинул группу. И впоследствии неоднократно исполнялась в расширенной версии уже с Джо Сатриани и Стивом Морсом.
Мне, несмотря на наличие большого числа кавер версий, все равно больше всего нравится именно классический вариант, записанный в 1971 году. Там бесподобно мелодично играет Блэкмор и в целом запись имеет неповторимый налет легендарности, который невозможно подделать никакими более поздними исполнениями.
В версии Яна Гиллана 1990 года( в Deep Purple в это время у микрофона был Джо Линн Тернер) лично мне несколько режет слух достаточно "сахарный" звук клавишных и в целом современная на тот момент аранжировка не оставляет почти ничего от атмосферы первоначальной версии.
В исполнении собственно Deep Purple со Стивом Морсом сразу заметно - насколько более "серьезный" звук у Джона Лорда - никакого влияния синт-попа тут нет и в помине, а целом баллада звучит скорее как прогрессивный рок.
В целом, мне кажется, лучше слушать балладу просто как слушатель, и не держать в голове все связанные с ней разногласия музыкантов и другие соображения тоже. Вкусы и предпочтения у всех свои.Мне песня нравилась раньше и нравится сейчас. Музыка должна вызывать эмоции, для этого она и создается. А та музыка, которая эмоций не вызывает, у меня наоборот вызывает вопросы - точно ли музыканты достигли своих целей? When a Blind Man Cries не оставляет равнодушным. И сделана талантливо. Может быть ей не место на Machine Head, но моей фонотеке ей место найдется точно.
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!