Найти в Дзене
Вилгуд

После прочтения удалить. Что такое OBD-сканеры и как ими пользоваться

Звезды, говорил поэт, зажигаются потому, что это кому-то нужно. Та же история и с лампочками на панели приборов – ни одна из них не горит просто так, «для красоты». У каждой пиктограммы на комбинации свое предназначение: одни сообщают о включенных приборах, другие – сигнализируют о неисправностях систем и прочих неполадках. Особое место в этом ряду – у check engine. Ведь в отличие, например, от лампы генератора или давления масла, этот сигнализатор загорается в самых разнообразных случаях: от незакрытой крышки бака до серьезных проблем с двигателем. Понять, о чем именно хочет предупредить нас «чек», очень важно.

Появился этот «показометр» в автомобилях относительно недавно. Еще каких-то 25 лет тому назад на подавляющем большинстве автомобилей его не было – как и не было самой компьютерной диагностики. С появлением электронных блоков управления двигателем, в 80-х годах, начали устанавливать и первые системы самодиагностики – OBD (On-board diagnostics, бортовая диагностика). Но они просто зажигали лампочку – тогда ее называли MIL, лампа индикации неисправности – в любом непонятном случае, ничего не объясняя. Впрочем, неполадок, «подвластных» электронике, в ту пору было мало, в основном они касались системы выпуска отработанных газов, и разобраться без подсказок было достаточно легко.

Однако автомобиль интенсивно развивался, что привело не только к эволюции диагностики, а и к необходимости ее унификации между разными производителями. В 1996 году в Северной Америке, а с 2001-го – в Европе, был принят стандарт OBD-II, унифицированный разъем диагностического штекера и большинство функций системы. Сегодня OBD-II работает с несколькими протоколами и контролирует не только концентрацию газов, но и многие другие электронные системы, как двигателя, так и прочих узлов: трансмиссии, а иногда даже кузова или рамы, словом – везде, где есть датчики.

Но уникальность OBD-II заключается в том, что кроме диагностических, у нее есть еще масса других функций. Она накапливает информацию о неисправностях и причинах их возникновения, умеет анализировать параметры систем и даже управлять ими – как сама (например, для аварийного дублирования вышедшего из строя датчика), так и под руководством внешних приборов, известных как OBD-сканеры. При их помощи, как известно, можно аннулировать ошибки, оставшиеся в памяти, но переставшие быть актуальными и «прошить» блок управления двигателем до необходимых параметров.

Говорят, английский язык – самый легкий, чтобы знать его плохо, и самый сложный – чтобы владеть им хорошо. Похожая ситуация сложилась и со сканерами: хотя приборов, позволяющих прочитать и даже стереть ошибки «чека» на сегодняшнем рынке масса, это вовсе не означает, что каждый, купивший OBD-сканер, в одночасье становится гуру-диагностом. В особенности это касается недорогих приборов на основе чипа ELM327, а чаще даже его нелицензионных клонов.

Да, действительно, при помощи Bluetooth-адаптеров, подключенных к телефону, планшету или компьютеру, можно узнать много нового про автомобиль, от диагностических кодов ошибок до показаний автомобильных датчиков. Только вот все эти данные пригодятся разве что «для эрудиции»: изменять параметры двигателя, отключать опции и привязывать ключи простой адаптер скорее всего не позволит. В любом случае, самостоятельно при помощи такого устройства можно разве что стереть ошибки, более глубокое вмешательство может нанести непоправимый вред программному обеспечению и даже обездвижить автомобиль.

-2

Серьезное диагностическое оборудование стоит в десятки, а то и сотни раз дороже популярных адаптеров. К этому стоит прибавить еще стоимость «софта», а также обучения – неподготовленный человек вряд ли сможет работать с профессиональным OBD­-сканером. Понятно, что особенного смысла покупать его для собственных нужд нет никакого смысла. Дешевле и целесообразнее обратиться с проблемой на квалифицированную СТО – например, на одну из станций сети умных автосервисов Wilgood. Наши специалисты, используя самое современное диагностическое оборудование, устранят все ошибки и, в случае необходимости, скорректируют параметры автомобиля.

Кстати, как раз сейчас самое время приехать к нам – пока действует акция, в ходе которой мы бесплатно проверяем ваши автомобили аж по сорок одному параметру!