Найти в Дзене
Сергей Корчагин

Государство как орган классового господства. Может быть есть что-то еще?

«По Марксу, государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов ».[1]

В.И. Ленин. Фото взято из открытых источников
В.И. Ленин. Фото взято из открытых источников

Комментарий

Да, государство действительно является аппаратом угнетения, используется для утверждения господства одного класса над другим, но этим его функция не ограничиваются.

Человек вышел из животной природы и несет в себе отпечаток своего прошлого. Как и любое животное, человек желает сохранить себя (1), поесть (2) и размножиться (3), то есть сохранить себя в настоящем и будущем. Но этим человек не ограничивается! Далее следуют уже собственно человеческие желания: стремление к социальному и имущественному превосходству, уважению, власти, славе, познанию. И капиталистическое государство удовлетворяет базовые животные потребности – сохранить себя, поесть и размножиться, чтобы затем иметь возможность эксплуатировать человека.

Русский философ Н.А. Бердяев сказал: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад ». И мы вынуждены согласиться с его словами. Почему? Потому что первое ощущение человеком другого человека – это неприязнь! Человек – это вид с каннибалистическим прошлым. В условиях жесточайшего голода, человек воспринимал своего соплеменника как пищевой объект. На некоторых островах в Тихом океане или в глухих районах Африки это и сегодня отнюдь не редкость.

Реализация этого желания привела бы общность к уничтожению. Причем как показали исследования племен Океании изменения возникают и на генетическом уровне. А психика работает просто: хочу и не получаю, тогда ненавижу. Так человек научился ненавидеть другого. Каннибализм был табуирован, но легально использовался для снятия психического напряжения при ритуальном жертвоприношении. И по сей день новости о каннибализме вызывают максимальное бессознательное напряжение, потому что полакомиться человечиной – это и есть самое большое желание нашей психики. Это легко наблюдаемо по тому, с какой легкостью человек выносит свое плохое настроение на окружающих, то есть хоть как-то поиспользовать другого, или в прямом смысле «поедает», оговаривая. Человечество в ходе своего развития выработало 2 механизма ограничения неприязни: закон и культуру. Именно на их страже стоит государство. Без репрессивного аппарата государства наша неприязнь затопила бы все вокруг: и тех кто угнетает, и тех кого угнетают.

Попытки построить коммуну без исправления восприятия другого человека, без поднятия над неприязнью, неизбежно рано или поздно приведут ее к краху или потребуют создания системы ограничений аналогичной государству. А истории из жизни коммунальных квартир вообще стали притчей во языцех.

Маркс и Энгельс очень точно отметили суть государственного аппарата как инструмента насилия и эксплуатации, но не понимая природу человека, они упустили его другую функцию. Такая половинчатость прослеживается и в других положениях теории. Но до них я еще дойду.

А что думаете вы о роли государства? Нужно ли оно сегодня или его роль исчерпана?

Оставляйте комментарии и не забывайте ставить лайки!

В статье использованы материалы тренинга "Системно-векторная психология Юрия Бурлана"

[1] Стр. 359 «Государство и революция» В.И. Ленин ПСС Том 25 1949 год.