«По Марксу, государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов ».[1]
Комментарий
Да, государство действительно является аппаратом угнетения, используется для утверждения господства одного класса над другим, но этим его функция не ограничиваются.
Человек вышел из животной природы и несет в себе отпечаток своего прошлого. Как и любое животное, человек желает сохранить себя (1), поесть (2) и размножиться (3), то есть сохранить себя в настоящем и будущем. Но этим человек не ограничивается! Далее следуют уже собственно человеческие желания: стремление к социальному и имущественному превосходству, уважению, власти, славе, познанию. И капиталистическое государство удовлетворяет базовые животные потребности – сохранить себя, поесть и размножиться, чтобы затем иметь возможность эксплуатировать человека.
Русский философ Н.А. Бердяев сказал: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад ». И мы вынуждены согласиться с его словами. Почему? Потому что первое ощущение человеком другого человека – это неприязнь! Человек – это вид с каннибалистическим прошлым. В условиях жесточайшего голода, человек воспринимал своего соплеменника как пищевой объект. На некоторых островах в Тихом океане или в глухих районах Африки это и сегодня отнюдь не редкость.
Реализация этого желания привела бы общность к уничтожению. Причем как показали исследования племен Океании изменения возникают и на генетическом уровне. А психика работает просто: хочу и не получаю, тогда ненавижу. Так человек научился ненавидеть другого. Каннибализм был табуирован, но легально использовался для снятия психического напряжения при ритуальном жертвоприношении. И по сей день новости о каннибализме вызывают максимальное бессознательное напряжение, потому что полакомиться человечиной – это и есть самое большое желание нашей психики. Это легко наблюдаемо по тому, с какой легкостью человек выносит свое плохое настроение на окружающих, то есть хоть как-то поиспользовать другого, или в прямом смысле «поедает», оговаривая. Человечество в ходе своего развития выработало 2 механизма ограничения неприязни: закон и культуру. Именно на их страже стоит государство. Без репрессивного аппарата государства наша неприязнь затопила бы все вокруг: и тех кто угнетает, и тех кого угнетают.
Попытки построить коммуну без исправления восприятия другого человека, без поднятия над неприязнью, неизбежно рано или поздно приведут ее к краху или потребуют создания системы ограничений аналогичной государству. А истории из жизни коммунальных квартир вообще стали притчей во языцех.
Маркс и Энгельс очень точно отметили суть государственного аппарата как инструмента насилия и эксплуатации, но не понимая природу человека, они упустили его другую функцию. Такая половинчатость прослеживается и в других положениях теории. Но до них я еще дойду.
А что думаете вы о роли государства? Нужно ли оно сегодня или его роль исчерпана?
Оставляйте комментарии и не забывайте ставить лайки!
В статье использованы материалы тренинга "Системно-векторная психология Юрия Бурлана"
[1] Стр. 359 «Государство и революция» В.И. Ленин ПСС Том 25 1949 год.