Ред Булл строит болиды под стиль управления Ферстаппена – фаворитизм ли это по отношению к голландцу, показывающий его в лучшем свете, чем есть на самом деле и насколько это отбрасывает команду назад в Кубке Конструкторов?
На этих вопросах зиждутся теории тех, кто считает, что Ред Булл недооценивает значимость командного результата, или тех, кто откровенно критикует команду за потворство прихотям Макса. Также считается, что трудности его недавних напарников связаны с их неспособностью делать за рулем то же самое, что и Ферстаппен, потому что машина отвечает только его уникальному агрессивному стилю пилотирования.
Однако, из виду упускается то, как Макс старательно формировался в пилота мирового уровня, и как это проявляется в его способности управлять будь то прихотливой или очень хорошей машиной.
Давайте поглубже рассмотрим удаль Ферстаппена в Ред Булл и сложности его напарников в попытках сравняться с ним, а также почему тут дело не только в конкретном стиле пилотирования.
· Миф о Максе Ферстаппене
Есть поверье, что РБ настолько сфокусированы на проектировании своих машин вокруг Макса, что это делает невозможным для пилотов вроде Пьера Гасли и Алекса Албона так же умело с ними справляться. И это либо РБ строит машины, как нужно Ферстаппену, что делает её слишком тяжелой в управлении для других или РБ продолжает, но пока безуспешно, пытаться создать для него такую, а в жертву приносится легкость в управлении для обоих гонщиков.
Но, теория о «приоритизации нужд Ферстаппена» не принимает в расчет тот факт, что Максу не нужна машина, которая, обычно на несколько десятых медленнее Мерседеса, склонная аэродинамическому срыву задней оси и разворачивающаяся в медленных поворотах. Тогда как корни проблем Гасли и Албона уходят в их несовершенство пилотажа, особенно в сравнении с Ферстапенном.
Сама же команда склона считать мифом особенный стиль вождения Макса. В разговоре с интернет изданием The Race , Ферстаппен сказал следующее:
«Для пилота не важно, недостаточная или избыточная поворачиваемость у машины, скользкое или цепкое покрытие трассы – ты постоянно подстраиваешь свой стиль пилотирования под эти условия.
Если ты просто говоришь «это мой стиль вождения» и вот это должно быть так - ты не будешь быстрым.
Каждый уик-энд, ты постоянно корректируешь свой стиль пилотирования, понемногу, чтобы быть уверенным в том, что машина работает хорошо.
Конечно, ты всегда стараешься настроить машину как тебе нравится, но она никогда не будет полностью соответствовать твоим желаниям. Ты всегда должен заниматься тонкой настройкой. Ну или хотя бы пытаться.
В конце концов, вот что делает гонщика быстрым.»
Ферстаппен агрессивный и уверенный в себе пилот, и если упростить, то он хочет быструю машину, с предсказуемой задней частью и хорошим сцеплением для атаки поворота, для уверенности, что при их прохождении его не вытащит на другую сторону. Поэтому, если бы Ред Булл действительно давала Максу то, что ему нужно или то, что он хочет, велики шансы, что это подходило бы также и большинству других пилотов. Ред Булл же к сезону 2020 создал довольно капризную машину, и Ферстаппен просто лучше управлялся с ней, чем Албон, равно как и в сезоне 2019, когда напарником был Гасли. И причина этому, знак того, как на самом деле хорош Макс.
· Особенная черта Ферстаппена
Приспособляемость – главное оружие Макса, и этот навык он разделяет с лучшими пилотами в истории Формулы-1. Если и какая-то общая отличительная черта между величайшими гонщиками, так это способность справляться с разными ситуациями и адаптироваться к тому, что нужно в конкретным момент. Если вкратце – у них шире «рабочее окно», как и у Ферстаппена.
Все что он выучил в Формуле-1 наслаивается на его знания, полученные за его долгие годы карьеры в картинге. Его восхождение к вершине автоспорта получилось чудовищно быстрым, проведя всего лишь один сезон в Европейской Формуле-3 перед дебютом в Формуле-1. Но он не попал в Ф-3 из ниоткуда: Макс провел огромное количество времени в картинге на высочайшем уровне, выигрывая у много более взрослой и уже признанной оппозиции. Даже сейчас, с 6 сезонами за плечами, его карьера в Больших призах не составляет и половины его гоночной карьеры в целом.
Способности Ферстаппена произрастают из его интуиции, которую он развил за время многих лет безжалостной подготовки и практики. Поэтому, когда он сталкивается c «игривой» задней частью или скользким покрытием, или даже едет сквозь реки, как в 2016 году на Гран-При Бразилии (финишировал 3-им), Макс использует экстраординарный запас знаний, чтобы справиться с этими задачами, и доступ к этим знаниям происходит у него на автомате.
Вот почему Ферстаппен, зачастую, лучше других справляется с этими ситуациями, и даже если данные с одного круга или сравнение отрезков показывают, где Макс был быстрее Гасли или Албона, и есть первоначальная идея, почему он был быстрее- Макс не вполне может отдавать себе отчет как он это делает.
Вождение гоночной машины - это динамический процесс, множеством вводных и с бесчисленными регулировками. Это безмерно сложный чувствительный пазл и собрать все воедино, несмотря на постоянный мыслительный процесс, очень сложно, если даже не сказать невозможно. Большая часть того, что делает Ферстаппена таким эффективным происходит на бессознательном уровне. Выяснять у Макса что и как он делает, скорее похоже на попытки одними лишь словами кому-то объяснять, как надо ходить.
В общем, то, что можно лениво описать, как «стиль вождения Ферстаппена», на самом деле много более сложная история. У Макса нет какого-то одного стиля пилотирования, скорее есть навыки, необходимые для нескольких различных вариантов управления, и с каждым годом он наращивает больше и больше опыта, чтобы знать, что лучше будет работать лучше в отдельно взятый момент. Это проявляется в тонких, изысканных деталях, где большинство гонщиков могут видеть, что он делает, и могут приблизиться в попытках копировать, но не могут повторить точь-в-точь тоже самое. Для Ферстаппена это стало второй натурой, вот почему кажется, что скорость приходит к нему так легко.
· Теперь у него есть полный набор?
В 2020 году Ферстаппен к своему очевидному темпу дополнил еще приростом в зрелости и суждениях. Эта вторичная, но жизненно необходимая черта, позволяющая преображать результаты в чемпионства. На сегодняшний день, гоночное мастерство Ферстаппена выглядит высоким как никогда, и, по мнению Макса, его прогресс сейчас заключается в совершенствовании микроскопических деталей.
Постоянство – очевидно улучшенный аспект, который продемонстрировал Ферстаппен в сезоне 2020, наряду с приятием верных решений на первом круге или в моменты большого прессинга. Макс, однако, ещё не достиг абсолютного идеала, и тут можно вспомнит разворот на Гран-При Турции, где он преследовал в сложнейших условиях Серхио Переса (на моем канале Вы можете найти статью про его переход в РБ).
При этом Ферстаппен признает, что имел совершенно иной настрой в 2020, понимая, что ему не нужно постоянно рисковать и всегда выкладываться на 110%, потому как обычно имел в руках, как минимум, вторую по скорости машину, что позволяло всегда рассчитывать на место в Топ-3, даже при плохом старте и потерях позиции.
Это знак того, как Макс вырос за последние несколько сезонов, учитывая, как этот же молодой человек был непреклонен в начале 2018, когда, после серий из нескольких инцидентов, заходили разговоры о смене его рискового подхода к пилотированию. К слову, в 2018 Ферстаппен был так этим разгневан, что в шутку, а может и в полушутливой манере, пригрозил ударить головой кого-то, если ему продолжат задавать вопросы на эту тему:
«Я реально устал от этих вопросов. Я думаю, если получу еще несколько таких, то ударю кого-нибудь головой. Конечно, я не заработал очки, которые мог заработать, что является не только моей ошибкой. Всё могло бы быть лучше, но все делают из этого целую драму.»
У Ферстаппена всё еще есть запал, и может даже немного ветрености вне трассы. Он может довольно быстро завестись, если он чувствует, что дела складываются не в его пользу. И далеко не каждый пилот способен сдерживать свои эмоции, как это,например, делают Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель, Шарль Леклер и Даниэль Риккардо.
Стоит так же отметить, как в сезоне 2020 Ферстаппен смог избежать потенциального комплекса жертвы, когда стало очевидно, что у Ред Булл нет никаких шансов в гонке за титул. Он направил всё накапливаемое разочарование в неустанную последовательность, несмотря на то, что машина, периодически, выглядела довольно дикой. Ферстаппен примирился с имеющейся в 2020 году ситуацией, что немного сгладило его, всё еще сохранившиеся, грубые углы.
Что бы ни было закодировано в его мозг за время всей гоночной карьеры, сейчас обильно сдобрено, пришедшей с опытом в Формуле-1, рациональностью. По сути, в то время как глубоко пророщенные качества Макса позволяли эффектно пилотировать болид Ф-1 с первых же кругов, с опытом и зрелостью Ферстаппен смогу конвертировать эту последовательность в топовые результаты. И это мало общего имеет со специфическим стилем вождения. По факту, и вовсе ничего общего.
Благодарю за внимание! Подписывайтесь на канал,впереди будет ещё много интересного!