Российская контрактная система – труд пяти поколений законодателей, результат проб и ошибок, история которого началась в далеком 1654 году…
Началом истории государственных закупок в России можно считать указ Алексея Михайловича о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей, датированный 7 июля 1654 г. : «Государь указал послать свои Государевы грамоты к Москве к Боярам и в городы к Воеводам, и к приказным людем: зелено на Москве и в городех Государев указ всяким людем сказать, которые люди похотят уговориться везти под Смоленск муку ржаную и сухари, и они б с теми людми уговаривались; а давали им за муку за четверть по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли, а то им ведено сказывать, что у них с того подрядного хлеба пошлин нигде не возьмут».
Говоря современным языком, за перевоз определенного объема груза назначалась различная цена. На таких условиях подрядчик должен был отвезти хлеб в Смоленск, при этом освобождаясь от пошлины. То есть конкурса как такового, еще нет, но коль скоро появляется государственный заказ, то начинается и поиск исполнителей, формулируются условия его выполнения и вознаграждения.
к. XVII - н. XVIII века
3 июня 1714 года, было издано сенатское решение № 2822 «О публикованiи указами о подрядахъ и продажахъ». Если коротко, то в нем говорилось о необходимости публично сообщать результаты «главныхъ» и «последнихъ» подрядов для государственного заказа.
Во времена Петра I объявления о государственном заказе, т.н. билеты, размещались на всех городских воротах и в иных публичных местах. За подготовку и размещения текста отвечал обер-комиссар и полицмейстер.
XVIII век
В истории госзакупок XVIII примечателен еще один указ – Регул провиантского правления Елизаветы Петровны, изданный в 1758 году. В нем особое внимание уделялось закупкам не у перекупщиков, а у непосредственных производителей, а также рекламе торгов.
В городах билеты с извещениями о публичных торгах должны были размещать под бой барабанов. Они публиковались в газетах для привлечения внимания населения. В глубинке, куда газеты не доходили, и не был слышен «барабанный бой» царских гонцов, билеты с условиями торгов оглашали священники после церковной службы. XVIII век с точки зрения регулирования госзакупок - время запретов, жесткого регулирования, административных и правительственных репрессивных санкций за нарушения в сфере госзакупок. Государство только приучало поставщиков к дисциплине и ответственности. Эта политика принесла хорошие плоды.
Появлениние тендерных специалистов
Для организации и контроля проведения торгов государству требовались грамотные распорядители. В 1717 г., а затем в 1731 г. в царских указах встречается упоминание об официальной должности гоф-маклера, талантливого купца, разбиравшегося в тонкостях торговых сделок. Без него запрещалось проводить торги. Так в истории появляются первые специалисты в сфере закупок.
Правда, уже в начале XIX века в военных ведомствах при проведении конкурса гоф-маклеры были упразднены. Дело в том, что они требовали себе с каждого сэкономленного рубля полкопейки, что создавало «одному частному человеку знатную прибыль».
XIX век
XIX век отличался четкой организацией закупок и исполнительностью купцов и предпринимателей.
Система была настолько отлажена, что потенциальные поставщики уже могли не являться лично в канцелярию, а просто, соблюдая положенные формальности, передать заявку с нарочным.
Одной из проблем того времени было неравное положение частных и казенных заводов при участии в конкурсах. Казенные заводы освобождались от промыслового налога и штрафов при нарушении сроков выполнения заказа, предлагали убыточно низкие цены, поскольку дефицит их бюджета всегда компенсировался государством. Таким положением иногда злоупотребляли заводы Урала.
XX век
Революция 1917 года и Гражданская война отменили саму необходимость публичных торгов. Но во времена НЭПа интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд возвращается.
В мае 1927 года Правительство утверждает новое Положение о государственных подрядах и поставках. В нем содержится интересная деталь. Теперь выгодность условий и определение поставщика не ограничивается только поиском самой низкой цены. Заказчик имеет право руководствоваться кредитоспособностью, надежностью, опытом подрядчика, что позволит обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.
Наши дни: контрактная система
В 1992-1997 гг. принимаются отдельные законодательные акты, ставшие базой для создания современной системы госзакупок. В 1999 году издан основополагающий федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» №97-ФЗ. По сути, этот закон стал первой за долгие годы комплексной попыткой систематизировать и упорядочить систему государственных закупок России.
Однако 97-ФЗ регламентировал только работу федеральных заказчиков и почти ничего не говорил о процессе контроля размещения заказа. Поэтому 21 июля 2005 года был принят знакомый всем современным специалистам и экспертам в сфере закупок Федеральный закон №94-ФЗ.
С появлением 94-ФЗ система госзакупок приобрела практически современный вид. Были описаны и введены в практику электронные аукционы. Упразднен двухэтапный процесс размещения заказа. В законе закреплялось понятие начальной и максимальной цены контракта, описывались случаи, когда можно производить закупку у единственного поставщика. Закон запрещал закрытые торги, кроме тех, предмет которых составлял государственную тайну.
Далее В апреле 2013 года был принят действующий сегодня Федеральный закон
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Совсем свежей законодательной инициативой стало введение порядка общественного обсуждения особо крупных закупок стоимостью более 1 млрд. рублей, закрепленное в Постановлении Правительства РФ № 835 от 22 августа 2016 года.
Электронная подпись с автоматической установкой появилась в 2014-м, распространилась в 2015-м.
Тысячи людей сломались на электронной подписи. Понимание про электронную подпись входило в умы очень тяжело. Особенно про аналог собственноручной подписи, что это закреплено в законе. Мысль поставить подпись с помощью флешки парализовала умы.
Время идет, всё движется, движется. И изменения, в том числе и в Госзакупках происходят постоянно.