Друзья, недавно я уже публиковал три статьи со статистикой продаж отдельных типов автомобилей в России по итогам 2020 года. В частности, первая статья выходила с данными по легковым электромобилям (самой популярной оказалась Audi e - tron ), вторая – по автобусам (тут лидерство, конечно, осталось за ПАЗ-3205), а третья – по средним и тяжелым грузовикам (лидер рынка – семейство КАМАЗ-65115). А сегодня предлагаю посмотреть, как обстояли дела в сегменте легкого коммерческого транспорта ( LCV ), куда входят все грузовички, фургончики и микроавтобусы полной массой до 5 тонн, включая «каблучки» и пикапы. И напоминаю, что все цифры приведены на основании данных агентства «Автостат Инфо» по первичным регистрациям автотранспорта в органах ГИБДД.
Общая картина – такая же, как и на рынке более тяжелых грузовиков: продажи снизились, но совсем незначительно: падение в пределах 6%. Пятерка лидеров за год никак не поменялась – изменились лишь занимаемые ими доли рынка. Ну, а ниже я приведу рейтинг 20 самых популярных марок в сегменте LCV по итогам 2020 года.
1. ГАЗ: 43 229 шт. ( –13%)
Как я уже говорил в обзоре по MCV / HCV , у этой марки падение продаж обусловлено в том числе еще и реформированием дилерской сети, а не только влиянием пандемии. Говорят, некоторое время в Москве вообще было не купить новый ГАЗ… Чем, конечно, неплохо пользовались конкуренты. Тем не менее, Автозавод ГАЗ остается безусловным лидером рынка, продавая в год лишь немногим меньше машин, чем все остальные игроки вместе взятые.
Какие же машины покупали больше всего? Конечно, «ГАЗели NEXT »: с учетом всех разновидностей кузовов, они нашли 24178 покупателей. Кстати, нынешний год для «Некстов» последний: говорят, что уже весной взамен них на конвейер встанет модернизированное семейство «ГАЗель НН». Зато вовсю продолжают выпускать автомобили семейства «ГАЗель Бизнес»: их купили 13267 штук. Почти все они – бортовые грузовики ГАЗ-3302 и шасси под монтаж спецнадстроек. А вот фургонов ГАЗ-2705 и микроавтобусов ГАЗ-32217 покупали сравнительно немного: 1349 и 1722 штуки. Кстати, на индекс «32217» обратили внимание? Да, микроавтобусы в «Бизнес»-семействе уже год как выпускаются исключительно в полноприводном исполнении.
Наименьшим в количественном отношении, но понемногу растущим спросом пользуются автомобили семейства «Соболь»: их купили 5784 штуки, что на 3,6% больше, чем годом ранее. И это несмотря на то, что несколько месяцев по всей стране почти встали продажи пассажирских модификаций ГАЗ-2217 и ГАЗ-22177: при переходе на электронные ПТС в графу «категория транспортного средства» в органах ГИБДД этим автомобилям стали вносить автобусную категорию « D » вместо легковой «В». А кому нужен «Соболь», для управления которым нужны автобусные «права»? Правильно, никому. На решение этого бюрократического вопроса у газовцев ушло почти полгода…
2. УАЗ: 16 981 шт. ( –17,5%)
Классические УАЗы – «буханки» и «головастики» – похоже, бессмертны: они не только до сих пор на конвейере, но и расходятся неплохими тиражами (11424 шт.). Учитывая низкую цену, они легко побеждают в различного рода тендерах. Правда, водителей этих машин мне искренне жаль. Продажи автомобилей «УАЗ Пикап» сократились до 2930 шт., но при этом они удержали титул самого популярного пикапа в России (у «Тойоты» продажи пикапов на четыре сотни единиц меньше). А на машины самого свежего семейства – «УАЗ Профи» – спрос поднялся до 2627 единиц.
Отправит ли «УАЗ Профи» хоть когда-нибудь на пенсию «буханку»? Боюсь, в ближайшее время нет, ведь микроавтобусы и «санитарки» на основе Профи сам Ульяновский автозавод не выпускает (их – со страшненькими стеклопластиковыми кузовами – понемногу строят сторонние кузовопроизводители). А от продаж «Хантеров» и «Патриотов», сертифицированных по грузовой категории N 1 G , судя по всему, завод отказался: в статистике регистраций я их не вижу.
3. Ford : 13 640 шт. ( +7,5%)
Марка Ford , даже оставшись на рынке, по сути, с единственной моделью Transit и потеряв часть дилеров, смогла по итогу года остаться в хорошем плюсе. Более того, тот же Transit впервые за всю историю продаж смог опередить и классические УАЗы, и «ГАЗель Бизнес»!
Кроме обычных «Транзитов», официальными дилерами было продано еще 90 экземпляров более компактных автомобилей моделей Transit Custom и Tourneo Custom .
4. LADA и ВИС: 11 744 шт.
После того, как компания Renault отказалась (что странно!) от дальнейших продаж весьма неплохо расходившихся «каблучков» Dokker , у «Лады» вообще всё стало замечательно: реальных конкурентов с близким ценником у фургончиков Lada Largus , считай, и не осталось. Так что рост продаж до 10060 экз. даже как-то сильно и не удивляет.
У полурамных пикапов и фургонов ВИС-2349 на базе Lada Granta тоже всё замечательно: 1560 купленных машин – это почти на 7% больше, чем годом ранее. Сдается, что эта цифра уже близка к максимальной мощности данного производства. И громкая шумиха после аварии с Ефремовым негативного влияния на спрос, как видно, не оказала. А вот выпуск полурамных грузовичков ВИС-2346 на базе классической «Нивы» практически сошел на нет: их продажи за год составили всего 88 экземпляров.
5. Volkswagen : 5810 шт. ( –20%)
У марки Volkswagen Nutzfahrzeuge на нашем рынке продаются четыре разных семейства LCV , но основную «кассу» делает всегда семейство Т6. В минувшем году его продажи уменьшились сразу на треть – до 2902 штук (в том числе Transporter – 335 шт., Multivan – 614 шт., Caravelle – 1953 шт.). И продажами машин из других семейств это падение уже скомпенсировать не получилось.
Хотя пикапы Amarok , например, продавались заметно лучше, чем в 2019-м: их результат поднялся с 661 до 845 шт. А по «каблучкам» Caddy и полноразмерным фургонам Crafter продажи выросли на 2%: по ним зафиксировано 1386 и 677 регистраций соответственно.
6. Mercedes - Benz : 3383 шт. ( –10%)
Были времена, когда марки Mercedes - Benz и Volkswagen по продажам в нашей стране шли ноздря в ноздрю. Всё изменилось, когда из-за санкций, наложенных на Группу ГАЗ, в Нижнем Новгороде пришлось сворачивать производство фургонов Mercedes - Benz Sprinter Classic , а ведь именно они служили фундаментом успеха марки в классе LCV . Результат – «мерсы» отстают по продажам от «фольксов» уже в 1,7 раза.
Если же говорить о конкретных цифрах, то семейство Sprinter нашло 1117 клиентов, минивэны и фургоны V - class и Vito – 2040, а снятые с производства пикапы X - class – 226. К слову, лично мне жаль, что эти пикапы исчезают: мне довелось в свое время поездить на этой машине, и она мне понравилась больше, чем Volkswagen Amarok . Говорят, в Европе их приняли плохо, хотя у нас, судя по итогам 2019 года, «Иксы» имели все шансы «Амароков» достать (тогда Mercedes , только начав, сразу продал 459 пикапов, а Volkswagen смог реализовать только 661 пикап).
7. Peugeot : 3092 шт. ( +7%)
8. Citroen : 2986 шт. ( +25%)
Эти две марки имеет смысл рассматривать в совокупности, поскольку, расположившись на соседних строчках рейтинга, они еще и входят в один концерн (сперва PSA Group , а с этого года после слияния с FIAT - Chrysler концерн стал называться Steelantis ). Да и вся модельная линейка коммерческих Peugeot и Citroen состоит из перелицованных «братьев-близнецов».
Думаю, что в российском представительстве PSA , выводя на наш рынок машины унифицированных семейств Traveller/Expert и SpaceTourer/Jumpy, даже не надеялись, что покупатели встретят их ТАК хорошо. Ведь их предшественники у нас продавались ни шатко, ни валко. Но вот факт: в 2020-м минивэнов Citroen SpaceTourer и фургонов Citroen Jumpy поставили на учет столько же, сколько и «Мерседесов» моделей Vito и V - class : 2040 штук. А минивэнов Peugeot Traveller и фургонов Peugeot Expert еще больше: 2217! И их продажи на падающем рынке только растут.
А вот продажи больших фургонов Peugeot Boxer и Citroen Jumper потихоньку начали падать – машины эти все-таки уже начали устаревать. Их результаты – 867 и 943 экз. соответственно. В наступившем году Peugeot планирует еще сильнее укрепить позиции в России за счет возвращения на рынок грузовых «каблучков» Partner , которые в ноябре начали выпускать на калужском заводе ПСМА. К слову, один из самых первых собранных в России фургончиков Peugeot Partner прямо сейчас стоит у меня под окном. Я уже проехал на нем первые сотни километров, так что скоро расскажу о своих впечатлениях!
9. Toyota : 2871 шт. ( –10%)
На нашем рынке LCV марка Toyota всерьез «воюет» при помощи всего одной модели – пикапа Hilux . Объемы продаж этой машины – 2525 штук – сопоставимы с показателями модели УАЗ Пикап; причем ближайший преследователь ( Mitsubishi L 200) очень далеко позади.
Кроме «Халакса», очень в незначительных количествах через официальную сеть дилеров у нас продаются только микроавтобусы Toyota Hiace (277 шт.). А остальные зарегистрированные машины – это «серый» импорт (например, 49 пикапов Tundra и 8 Tacoma), а также подержанные «праворульки» из Японии. Но продажи последних исчисляются единицами.
10. Hyundai : 2195 шт. ( –11,5%)
Вы помните, какой невероятной популярностью в конце нулевых в нашей стране пользовались грузовички Hyundai Porter тагазовской сборки? Их продавали у нас по десять тысяч штук в год! Но те времена давно канули в лету. Формально Porter нынешнего поколения купить в России можно, но только б/у или у «серых» импортеров. Потому продажи таких машин исчезающе малы – 34 штуки за год… Говорят, что сами корейцы не заинтересованы больше поставлять к нам «Портеры», поскольку спрос на эту модель в одной только Азии превышает производственные мощности завода. Поэтому у нас пробуют продавать «портерозаменителей» – грузовички HD 35 и HD 35 City полной массой 3,5 тонны. С виду они очень похожи на популярный «среднетоннажник» HD 78, только компактнее и легче. Но спрос на них совсем вялый: 242 штуки…
Хороший сбыт имеют только минивэны Hyundai Starex и Grand Starex: в пошлом году их зарегистрировали 1953 штуки. Однако это на 9% меньше, чем в 2019-м, что наверняка связано с ростом популярности аналогов марок Peugeot и Citroen .
11. Mitsubishi : 1681 шт. ( –13%)
В арсенале марки – одна-единственная модель LCV : пикап L 200. Объем продаж неплохой, но как всегда хуже, чем у «Тойоты». Хотя по итогам первого полугодия казалось, что «три бриллианта» смогут-таки попробовать подобраться к показателям «Тойоты»… Опять не вышло.
12. FIAT : 1298 шт. (–6%)
У марки FIAT тоже был свой «звёздный час» в России – десять лет назад, когда компания Sollers начала выпускать фургоны и микроавтобусы Ducato на своем заводе в Елабуге. Тогда по объемам производства – около 10 тысяч штук в год – фургоны и микроавтобусы Ducato смогли догнать цельнометаллическую «ГАЗель»! Но потом «фиатовцы» и «соллерсовцы» консенсус утратили и сотрудничество прекратили.
Сейчас о таких цифрах итальянцы могут только мечтать. Фургонов Ducato (в том числе перепиленных уже в России в микроавтобусы) в 2020-м у нас купили всего 788 штук, причем интерес к ним падает. А поставки пикапов Fullback (перелицованный Mitsubishi L 200) к нам и вовсе прекратили из-за низкого спроса: в статистику регистраций попала всего 81 машина из числа остававшихся у дилеров на складах. И лишь «каблучки» FIAT Doblo продемонстрировали в прошлом году рост продаж с 360 до 428 штук. Но тут можно вспомнить, что у главного конкурента – Volkswagen Caddy – продажи выше втрое…
13. Renault : 797 шт. ( –67,5%)
Эта французская марка из крепкого «середнячка» всего за пару лет скатилась к аутсайдерам. Когда-то у нас очень хорошо продавались «каблучки» Renault Kangoo. Потом вместо них – и чуть менее успешно – начали продавать новую модель Dokker. А теперь французы решили убрать с нашего рынка и её, оставив тут только полноразмерные фургоны Master. Я, кстати, брал «Мастера» нового поколения на пробу прошлой осенью и публиковал свои впечатления от него ЗДЕСЬ: хорошая машина! Но у нас в стране до сих пор малоизвестная.
Что касается количественных показателей, то на долю уходящей модели Dokker пришлось 397 регистраций, а Master нашел 395 покупателей. Кроме того, кто-то привез в страну два «каблучка» Kangoo и три минивэна Trafic.
14. IVECO : 576 шт. ( –30%)
Пик продаж «малотоннажников» IVECO Daily в нашей стране пришелся на период 2007–2008 годов. Итальянцы тогда даже начали строить в Нижегородской области сборочный завод, но после кризиса быстренько «включили заднюю». Да так, что их российский партнер по той стройке – «Самотлор-НН» – обанкротился.
Сейчас итальянцы из-за высокой цены своих машин относительно конкурентоспособны лишь в сегменте цельнометаллических фургонов самой большой размерности. Кроме того, они продают в Россию и Беларусь некоторое количество шасси Daily под постройку автобусов с оригинальными кузовами. А потому и продажи скромные: в 2020 году на учете в России появились лишь 576 новых IVECO Daily .
15. Isuzu : 484 шт. ( +44,5%)
Формально у Isuzu на нашем рынке продаются сразу несколько модификаций «малотоннажников» из семейства Elf с бескапотными кабинами, унифицированными с кабинами среднетоннажных «Эльфов». Однако по факту их почти никто не покупает – дорого! Поэтому в статистике регистраций таких машин числится всего 15 штук.
А вот пикапы Isuzu D-Max , напротив, наконец-то смогли закрепиться на рынке: их смогли продать уже 469 штук. Если бы у Isuzu была более широкая дилерская сеть, да еще с шоу-румами, построенными по стандартам «легковых» марок, то цифра продаж, думается, могла бы быть заметно выше, ведь потенциал у этой машины есть.
16. Opel : 420 шт.
Да, немцы снова вернулись на наш рынок! Зачем только уходили – непонятно… За время отсутствия в России в судьбе «Опеля» произошли кардинальные изменения: сначала эту марку взяли под контроль французы из PSA , а уже в наступившем году Opel вместе с PSA вошел в состав альянса Steelantis .
Ну, а 420 проданных в 2020 году в России коммерческих «Опелей» – это фургоны Vivaro и минивэны Zafira Life, двойники моделей Peugeot и Citroen (не путать со старыми «Зафирами», которые выпускались на платформе легковой модели Opel Astra ).
17. JAC : 223 шт. ( +313%)
Все 223 машины – новые пикапы JAC T 6, которые явно перетянули покупателей у УАЗов или ISUZU . И с учетом того, что машины эти у нас толком никому не известны, поскольку присутствуют на рынке всего второй год, такой результат можно считать хорошим.
18. Dodge : 193 шт. ( +34%)
Это, конечно, забавно: в ТОП-20 просочилась марка, у которой здесь даже нет официального представительства. Все машины в статистике – «серые» или «бэушные» пикапы Dodge Ram (или просто Ram , поскольку в Штатах это слово превратилось в отдельную марку).
19. Kia : 129 шт. ( +36%)
Все 129 единиц – бескапотные грузовички Kia Bongo, полностью аналогичные другому корейцу, Hyundai Porter, и точно так же ввезенные в РФ «окольными путями».
20. Haval : 88 шт.
Под самый занавес 2020-го в дилерскую сеть поступили первые пикапы Haval Wingle 7. По сути, это тот же Great Wall Wingle, что продавался в РФ лет десять назад, только переименованный и перелицованный. И, естественно, его целевая аудитория – та же, что и у JAC T6: то есть клиенты, которые ищут альтернативу пикапам марки УАЗ.
Об этой машине я тоже обещаю в скором времени рассказать поподробнее, поскольку мне уже приготовили ее для теста. Так что не переключайтесь, на «АвтоДвиже» будет еще много интересного ))