Найти тему
Жизнь после славы

Александр Годунов: его семейная драма привела к противостоянию двух сверхдержав

Оглавление

Александр Годунов был ведущим артистом балета Большого театра . В конце 70-х, во время гастролей в Нью-Йорке он обратился к американским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Свою карьеру Годунов продолжил в Американском балетном театре, засветился как киноактер в Голливуде в легендарном “Крепком орешке” с Брюсом Уиллисом и еще в нескольких знаменитых блокбастерах.

Александр Годунов. Фото kino-novosti.org
Александр Годунов. Фото kino-novosti.org

Саша родился на Сахалине в 1949-м году в семье инженеров. Родители вскоре развелись, и мать увезла сыновей — старшего Олега и Сашу в Ригу. Там Александр в 1967-м году окончил Рижское хореографическое училище . Талантливого выпускника сразу пригласил к себе Игорь Моисеев — руководитель Государственного хореографического ансамбля “Молодой балет” .

Александр Годунов в молодости. Фото stuki-druki.com
Александр Годунов в молодости. Фото stuki-druki.com

В труппу Большого театра Годунов поступил в 21 год, выдержав серьезный конкурс. С самого начала ему доверяли ведущие партии, что вызывало зависть со стороны менее успешных коллег. Посыпались анонимки, обвиняющие молодого танцора в “неблагонадежности”. Руководство театра опасалось, что Александр соблазнится “сладкой” жизнью и сбежит на Запад.

Михаил Барышников. Фото me-lizabet.livejournal.com
Михаил Барышников. Фото me-lizabet.livejournal.com

В середине 70-х Годунову запретили выезжать на зарубежные гастроли: из Канады не вернулся Михаил Барышников , ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета. С ним Александр учился и дружил в Риге. Лишившись нескольких ролей, артист в сердцах высказывал желание поступить “так же, как Барышников” . Тем не менее он оставался в числе самых востребованных танцовщиков.

Большой театр, “Гибель розы”. Майя Плисецкая и Александр Годунов
Большой театр, “Гибель розы”. Майя Плисецкая и Александр Годунов

“Белокурый викинг” отбил жену у знаменитого балетмейстера

Свою любовь Годунов встретил в Большом. Людмила Власова была примой, старше его на 7 лет и замужем за знаменитым танцором и балетмейстером того же театра Станиславом Власовым . Она не устояла перед напором “белокурого викинга” , но от мужа “со всеми удобствами” уходить не собиралась. Станислав, как это обычно бывает, последним узнал о романе жены. Он готов был “простить и забыть”, однако Мила, пометавшись еще полгода между мужчинами, ушла к сопернику.

Людмила Власова. Фото bigpicture.ru
Людмила Власова. Фото bigpicture.ru

Александр и Мила заключили официальный брак. 22-хлетний Годунов понимал, что любимая женщина привыкла жить в роскоши и приложил все усилия, чтобы ее не разочаровать (например, если он хотел машину, а жена — шубу, то желаемое получала она). Они были очень красивой и успешной балетной парой. В 1978-м году супруги вместе снялись у Леонида Квинихидзе в музыкальной мелодраме “31 июня” (единственная роль Годунова в советском кино), а затем судьба приготовила им испытание.

“31 июня” 1978 г.
“31 июня” 1978 г.

Летом 1979-го года Александру наконец позволили посетить Америку с премьерным спектаклем “Ромео и Джульетта” , где он исполнял одну из главных партий. В Нью-Йорке Годунов отыграл несколько спектаклей, впереди было три выходных дня. Когда муж не пришел ночевать в отель, Власова сразу почувствовала неладное, но еще надеялась, что он перебрал со спиртным (такое случалось) и остался у знакомых. Не вернулся Александр и на следующий день. Людмила не могла больше молчать и заявила директору труппы об его исчезновении.

Холодная война на борту самолета

Власову незаметно вывели из отеля и доставили в советское посольство. Там она узнала, что Годунов попросил политического убежища. Консул поинтересовался, что она собирается предпринимать. Артистка попросила срочно отправить ее на родину. Людмила переночевала в посольстве, а утром ее привезли в аэропорт и посадили в самолет, минуя паспортный контроль и досмотр.

Самолет вот-вот должен был взлетать, но тут в салон ворвалась группа фэбээровцев, объявивших Власовой, что она должна немедленно покинуть воздушное судно. “Вы свободны! Муж вас ждет” — убеждали они. “Я хочу домой” — отвечала Людмила. Следом появились “наши” —помощники консула, во главе с ним самим.

“Рейс 222”. 1985 г.
“Рейс 222”. 1985 г.

“Великое противостояние” двух стран продолжалось три дня. Три дня американцы не давали разрешения на вылет, вынуждая балерину “выбрать свободу”. Пассажиром было предложено лететь другим рейсом (иностранцы последовали совету, а соотечественники остались). Весь мир с замиранием сердца ждал, как поступит советская артистка. Она не изменила своего решения. Американцы сдались и отпустили самолет. Эта грустная история легла в основу сюжета фильма-драмы “Рейс 222”, снятом в Советском Союзе в 1985 году.

“Рейс 222”. 1985 г.
“Рейс 222”. 1985 г.

Впоследствии Власова говорила, что мужа просто подставили: напоили и сделали компрометирующие фотографии (они тут же появились в американской прессе). У него не было другого выхода… Так Людмила и Александр оказались по разные стороны баррикад.

О жизни актера в США читайте в следующей части