Александр Годунов был ведущим артистом балета Большого театра . В конце 70-х, во время гастролей в Нью-Йорке он обратился к американским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Свою карьеру Годунов продолжил в Американском балетном театре, засветился как киноактер в Голливуде в легендарном “Крепком орешке” с Брюсом Уиллисом и еще в нескольких знаменитых блокбастерах.
Саша родился на Сахалине в 1949-м году в семье инженеров. Родители вскоре развелись, и мать увезла сыновей — старшего Олега и Сашу в Ригу. Там Александр в 1967-м году окончил Рижское хореографическое училище . Талантливого выпускника сразу пригласил к себе Игорь Моисеев — руководитель Государственного хореографического ансамбля “Молодой балет” .
В труппу Большого театра Годунов поступил в 21 год, выдержав серьезный конкурс. С самого начала ему доверяли ведущие партии, что вызывало зависть со стороны менее успешных коллег. Посыпались анонимки, обвиняющие молодого танцора в “неблагонадежности”. Руководство театра опасалось, что Александр соблазнится “сладкой” жизнью и сбежит на Запад.
В середине 70-х Годунову запретили выезжать на зарубежные гастроли: из Канады не вернулся Михаил Барышников , ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета. С ним Александр учился и дружил в Риге. Лишившись нескольких ролей, артист в сердцах высказывал желание поступить “так же, как Барышников” . Тем не менее он оставался в числе самых востребованных танцовщиков.
“Белокурый викинг” отбил жену у знаменитого балетмейстера
Свою любовь Годунов встретил в Большом. Людмила Власова была примой, старше его на 7 лет и замужем за знаменитым танцором и балетмейстером того же театра Станиславом Власовым . Она не устояла перед напором “белокурого викинга” , но от мужа “со всеми удобствами” уходить не собиралась. Станислав, как это обычно бывает, последним узнал о романе жены. Он готов был “простить и забыть”, однако Мила, пометавшись еще полгода между мужчинами, ушла к сопернику.
Александр и Мила заключили официальный брак. 22-хлетний Годунов понимал, что любимая женщина привыкла жить в роскоши и приложил все усилия, чтобы ее не разочаровать (например, если он хотел машину, а жена — шубу, то желаемое получала она). Они были очень красивой и успешной балетной парой. В 1978-м году супруги вместе снялись у Леонида Квинихидзе в музыкальной мелодраме “31 июня” (единственная роль Годунова в советском кино), а затем судьба приготовила им испытание.
Летом 1979-го года Александру наконец позволили посетить Америку с премьерным спектаклем “Ромео и Джульетта” , где он исполнял одну из главных партий. В Нью-Йорке Годунов отыграл несколько спектаклей, впереди было три выходных дня. Когда муж не пришел ночевать в отель, Власова сразу почувствовала неладное, но еще надеялась, что он перебрал со спиртным (такое случалось) и остался у знакомых. Не вернулся Александр и на следующий день. Людмила не могла больше молчать и заявила директору труппы об его исчезновении.
Холодная война на борту самолета
Власову незаметно вывели из отеля и доставили в советское посольство. Там она узнала, что Годунов попросил политического убежища. Консул поинтересовался, что она собирается предпринимать. Артистка попросила срочно отправить ее на родину. Людмила переночевала в посольстве, а утром ее привезли в аэропорт и посадили в самолет, минуя паспортный контроль и досмотр.
Самолет вот-вот должен был взлетать, но тут в салон ворвалась группа фэбээровцев, объявивших Власовой, что она должна немедленно покинуть воздушное судно. “Вы свободны! Муж вас ждет” — убеждали они. “Я хочу домой” — отвечала Людмила. Следом появились “наши” —помощники консула, во главе с ним самим.
“Великое противостояние” двух стран продолжалось три дня. Три дня американцы не давали разрешения на вылет, вынуждая балерину “выбрать свободу”. Пассажиром было предложено лететь другим рейсом (иностранцы последовали совету, а соотечественники остались). Весь мир с замиранием сердца ждал, как поступит советская артистка. Она не изменила своего решения. Американцы сдались и отпустили самолет. Эта грустная история легла в основу сюжета фильма-драмы “Рейс 222”, снятом в Советском Союзе в 1985 году.
Впоследствии Власова говорила, что мужа просто подставили: напоили и сделали компрометирующие фотографии (они тут же появились в американской прессе). У него не было другого выхода… Так Людмила и Александр оказались по разные стороны баррикад.
О жизни актера в США читайте в следующей части