«Новые песни сочиняют те, у кого старые плохие» - эту фразу приписывают Константину Никольскому. Может, он и не говорил такого вовсе, но некое зерно правды, характеризующее творчество легендарного музыканта, здесь присутствует. Года три тому назад я побывал на концерте Никольского. Он выступал один под акустическую гитару. И все песни, которые Никольский спел, были мне хорошо знакомы. Их слова я выучил давным-давно еще в школьные и студенческие годы.
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант,
Расправил нервною рукой на шее черный бант.
Если попытаться описать художественный мир Никольского в самой короткой форме, то первое слово, которое приходит на ум - гармония. И непонятно, что больше цепляет: его мелодии или проникновенные стихи? Природа в равной степени одарила Никольского музыкальным и поэтическим талантом. Его песни стали известны всей стране после того, как в 1979 году группа «Воскресение» записала их на магнитофонную ленту. Щемящая грусть и даже меланхолия, нашли отклик в душах советской молодежи. Фразы: «когда поймешь умом, что ты один на свете», «я песню спел – она не прозвучала», «устала скрипка, хоть кого состарят боль и страх» попадали в самое сердце. Словно они были не из этой, а из какой-то другой жизни.
Ауру таинственности текстам придавали и те поэтические приемы, которыми здорово владеет Никольский. Например, куплет одной песни у него может начинаться с традиционного четверостишия, где строки рифмуются по схеме: А-Б-Б-А.
Поиграй со мной, гроза,
Я хочу измерить силы,
Ты меня не полюбила
За открытые глаза.
А потом, в продолжение куплета, рифмы куда-то исчезают:
Прогреми-ка, гром небесный, -
Я испробую свой голос.
Зря ты думаешь, что песен
Не услышит больше мир.
Эту подмену многие даже не замечают – настолько гармонично сложены слова.
Еще одна отличительная особенность стихов Никольского – усеченные рифмы. В своих песнях он составляет такие необычные пары созвучий как: «вещей – вещь», «побед – согрета», «дверь – верит». Иногда фирменные приемы Никольского соединяются в одном четверостишии:
Ночные песни птицы вещей
Mне стали пищей для души,
Я понял вдруг простую вещь -
Mне будет трудно с ней проститься.
Вместе с тем, есть в произведениях Никольского строчки, которые я не понимаю:
И не было места в душе с юных пор
Мечтам, недоверья и лжи.
Влюбленного сердца всевидящий взор
Мне верой и правдой служил.
Во-первых, что значит: не было места мечтам? Какой человек в юную пору не мечтает о светлом и высоком? Во-вторых, тут что-то не так с падежами. Не было места - чему? - недоверью. Но автор отчетливо поет: «недоверья и лжи», то есть использует вместо дательного родительный падеж. Самое интересное, что эти непонятности идут скорее в плюс произведению. В довольно простых словах появляется какая-то загадка, которая только повышает интерес к услышанному.
В последние годы Никольский поет в основном один под гитару. Ездит по небольшим клубам, где в камерной обстановке собираются его поклонники. Думаю, гонорары музыканта не слишком высоки. Там где выступает, с местными журналистами не общается. Интервью не дает. Имеет право. О чем хотел, он давно сказал в своих песнях.
Попросите небо не темнеть от гнева,
Попросите у полей мирного раздолья,
Попросите у лесов чистых звонких голосов,
Чтоб сказать о том, как труден
Путь души, спешащей к людям.
Напишите в комментариях: анализ стихосложения какого поэта-песенника вы хотели бы увидеть на этом канале. Я постараюсь выполнить ваши пожелания. Заходите на огонек!
Мои стихи здесь: https://stihi.ru/avtor/talping2