Часть II
Мы продолжаем рассказ о невидимых, но очень важных составляющих, которые образуют Комплексную автоматизированную систему управления трамвайной сетью «Чижик». В этом тексте речь пойдет об уникальной Автоматизированной системе приоритетного проезда перекрестков.
Многие ошибочно полагают, что приоритетный проезд в нашем проекте реализован путем простого включения зеленого сигнала светофора при приближении трамвая к перекрестку. На самом деле местоположение «Чижика» на маршруте постоянно отслеживается, и «зеленый» включается к расчетному времени прибытия. То, как это реализовано в «Чижике», в России пока не делал никто. Сейчас мы расскажем, как это работает.
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С «ПАРТИТУРЫ»
Работа по настройке Автоматизированной системы приоритетного проезда начинается с создается расписания, которое разрабатывается с учетом пропускной способности трамвайной сети «Чижик». Учитывается всё – количество подвижного состава, количество путей, количество остановок, время на посадку и высадку пассажиров, время на осмотр салона и смену водителем кабины на конечных остановках, а также время на разворот или съезд на другие пути.
Затем на основе этого расписания специалисты компании проводят имитационное моделирование. Созданная математическая модель показывает, как трамвай будет двигаться через светофорные объекты с учетом той или иной дорожной ситуации. Одновременно рассчитываются фазы регулирования и длительность этих фаз, а также вырабатываются режимы, которые обеспечивают проезд «Чижиками» светофорных объектов. В некоторых случаях рассчитывается даже синхронный проезд перекрестков трамваями, которые движутся во встречных направлениях.
В результате тщательной подготовительной работы получается четкое, выверенное до секунд расписание, которое обязательно для выполнения как «Чижиками», так и светофорами. Если работу всех светофоров, через которые последовательно проезжает конкретный «Чижик» представить в виде «лент времени», то можно увидеть, что вагон пересекает эти «ленты» только в зеленых участках. А теперь представьте! Система смоделировала ритм движения не для одного, а для всех 20 вагонов, движущихся по сети!
Что очень важно - Система управления обязательно синхронизируется с серверами «глобального времени»!
ПОЕХАЛИ
Итак, расписание утверждено, светофорным объектам задан алгоритм работы и можно ехать. С этого момента за всем, что происходит на маршрутах следит та же Автоматизированная система приоритетного проезда перекрестков. Благодаря установленным в «Чижиках» датчикам Глонасс/GPS , система знает точное местоположение трамвая и его скорость, и контролирует работу каждого борта в части соблюдения расписания.
Для резервного дублирования GPS -позиционирования инженерами был спроектирован еще один способ контроля - на всей трамвайной сети установлены датчики (детекторы), которые распознают метки «Чижиков» и по цепочке передают информацию о движущемся трамвае с одного светофорного поста на другой. Подъехав к такому датчику, трамвай «регистрируется» в системе, после чего она информирует следующий светофор, и он уже «ждёт» вагон и готовится в строго отведенное время предоставить приоритет.
Контролируя движение, Автоматизированная система одновременно помогает водителю. Это еще одно ноу-хау, которое до сих пор не применялось в общественном транспорте России. Связанный с бортовым компьютером небольшой монитор, установленный в кабинах, позволяет визуально осуществлять контроль времени прибытия на ту или иную остановку. Благодаря этим визуальным подсказкам водителю проще придерживаться графика. Система всегда посоветует - ускориться или наоборот чуть замедлять движение.
Предусмотрен в Системе и «форс мажор». Если у трамвая образовалось отставание от графика в пределах 10-20 секунд, Система в автоматическом режиме может подать запрос в Центр управления дорожным движением города о том, что конкретному борту на конкретном перекрестке необходимо продлить зеленую фазу. Компьютер ЦУДД, так же в автоматическом режиме, обрабатывает «заявку» и такое разрешение даёт. В этом случае светофор горит для трамвая зеленым чуть дольше обычного и затем переходит в режим работы по установленному расписанию.
Таким образом, от одного перекрестка к другому, не тратя время на разгон, торможение и ожидание, трамваи «Чижик» бодро везут своих пассажиров утром к метро «Ладожская» и вечером домой.
ЧТО ЭТО ДАЕТ?
Внедренная в ТКК Автоматизированная система управления приоритетным проездом позволила кратно увеличит скорость движения. Не из-за «выделенки», а во многом благодаря системе приоритетного проезда трамвай «Чижик» стал действительно быстрым - средняя скорость в сети 25 км/ч при среднегородской 14.
Также автоматизированная система помогла «Чижику» стать самым пунктуальным трамваем. Точность движения очень важна. Особенно в «узком горлышке» проспекта Косыгина, где трамваи «Чижик» «летают» с интервалом 2,5 минуты.
Продолжение следует. Будет интересно!