Найти в Дзене
Злолушка

"БУДУ РЕЗАТЬ, БУДУ БИТЬ": ФИЛЬМЫ УЖАСОВ ОТ КУЛЬТОВЫХ ФРАНШИЗ ХХ ВЕКА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

(Майк Майерс — главный злодей серии фильмов ужасов «Хэллоуин» в детстве)
(Майк Майерс — главный злодей серии фильмов ужасов «Хэллоуин» в детстве)

Можно понять тех, кто за время пандемии не успел соскучиться по активной социальной жизни , но кино — это кино. Редкие новинки продолжают прорываться на экраны, лавируя между запретами то так, то сяк , но в большинстве случаев релизы крупных проектов отодвигаются на неопределённые сроки, чего нельзя сказать про независимые фильмы, изначально не рассчитанные на внимание широкой аудитории.

В первую очередь это касается развлекательного кино со скромным бюджетом, львиная доля которого приходится на хорроры.

Да-да, те самые, чьи оценки красноречиво горят красным цветом, как « колы » и « двойки » в школьном дневнике . И на которые вы бы, разумеется, никогда и ни за что, но из чего выбирать-то?

Не спешите бросаться гнилыми помидорами на Rotten Tomatoes : прямо сейчас, на ваших глазах жанр переживает настоящий Ренессанс! На экраны выходит всё больше и больше конкурентоспособных картин (в них всё чаще и чаще мелькают актёры мирового уровня) , а режиссёры охотнее берутся за воплощение оригинальных сценариев, продолжая, однако, бесконечно переосмысливать Лавкрафта и По (о-очень длинные списки экранизаций можно найти после всего текста, загибайте пальцы и пишите в комментариях, кто смотрел больше).

Происходит это потому, что человеческие страхи (то, что является фундаментом и определяет коммерческий успех хорроров ) претерпели большие изменения со времён выхода « Техасской резни бензопилой » (1974) и « Хэллоуина » (1978).

Целых тридцать лет в кинотеатрах господствовали слэшерные хоррор-франшизы, — и нет, это не просто хаотичный набор жутких иностранных слов, а особенно успешные фильмы ужасов , насчитывающие сколько угодно частей-продолжений. Маньяк (или злой рок, как, например, в «Пунктах назначения») кочует из фильма в фильм, продолжая кошмарить выживших героев или преследуя новых.

Я намеренно начала разбор с массового американского кино, потому что оно первым добралось до российского кинозрителя (пусть и с многолетним опозданием), и даже так, с опозданием, но повлияло на поп-культуру 90-х годов . Что уж говорить об основном, западном зрителе; зрителе н а стыке поколений «бэби-бумеров» и «иксов», самым страшным кошмаром которого представляется трагическое крушение «американской мечты » . Именно поэтому фильмы, где маньяк преследует группу беззаботных подростков или убивает во сне, как в иконических сериях фильмов « Пятница, 13-е » (1980) и « Кошмар на улице Вязов » (1984), стали сверхпопулярны в своё время.

Нынешний искушённый зритель лишь улыбнётся с ноткой ностальгии. Если, конечно, он ещё ни разу не видел на сиденье припаркованной рядом машины маску Гоустфэйса - одной из главных франшиз 90-х « Крик » (насчитывающий пять оригинальных фильмов и как минимум четыре пародии).

Тем временем, к кинопроизводству, как и ко всем прочим сферам жизни, незаметно подкрались цифровые технологии, привнёсшие в жанр то, чего он был лишён долгие годы: реалистичности. И экономии.

Хромакей (ещё одно страшное слово в наш кинословарь) оживил монстров и бестелесных сущностей. Эра костюмов из папье-маше ушла, и это значительно удешевило съёмки. Куда проще нарисовать условный дом с привидениями, чем арендовать или построить реальный особняк, привезти туда всю съёмочную группу вместе с актёрами, заморачиваться с костюмами и нанимать каскадёров.

(Капитан Кирк против ужасного резинового Горна: одна из самых узнаваемых сцен всей франшизы «Звёздного пути»)
(Капитан Кирк против ужасного резинового Горна: одна из самых узнаваемых сцен всей франшизы «Звёздного пути»)

Так мир заполонили фильмы самого разного бюджета и качества, сформировав негативные стереотипы и недоверие к хоррорам на долгие годы.

А что же « Пила » и « Заклятие » Джеймса Вана? Ведь они самые кассовые киносерии в жанре ужасов, а вышли уже в « нулевых ». Но согласитесь: вряд ли будет справедливо сравнивать технические возможности съёмочной команды того же классического « У холмов есть глаза » Уэса Крейвена и хорроров 21-го века.

В следующей части выясним, что объединяет современные фильмы ужасов и почему они вдруг стали оскароносными.

И на закуску — полный список экранизаций произведений Говарда Филлипса Лавкрафта и Эдгара Аллана По:

https :// www . kinopoisk . ru / name /83626/

https://www.kinopoisk.ru/name/113270/

Продолжение следует.