В стихах М.Ю. Лермонтов ищет гармонию, единство, цельность, несмотря на то, что одержим греховными страстями, понимает, что эти страсти мешают ему быть ближе к Богу, преграждая ему путь на Небо:
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
Преподобный Варсонофий Оптинский писал, что мысли поэта, выраженные в стихах - это его исповедь. Сокровенная потребность лермонтовской души - верить. Между землёй и Небесами - так можно охарактеризовать жизненный и творческий путь Лермонтова. Сильно тоскует он , подобно блудному сыну, по Дому, и, как знать, только ранняя трагическая смерть не дала ему возможности упасть на колени на пыльную землю у ногам Отца...
Мало кто знает, что последнюю в своей жизни Пасху Лермонтов встречает в Петербурге, в свой последний приезд в столицу вместе с бабушкой. Перед этим он говел, ходил в храм, приобщался Святых Христовых Тайн. В исповедальной книге церкви Святого Великого мученика и Целителя Пантелеймона он записан с бабушкой и своим троюродным братом Акимом Шин-Гиреем. Такие записи сохранились и за более ранние годы. Ну, скажите, как после того, как Михаил Юрьевич исповедуется и причащается Святых Христовых тайн можно говорить об атеистических взглядах поэта? А ведь говорили и продолжают говорить.
Творческое сознание Лермонтова было исполнено противоречивых порывов, среди которых особенно сильными оказались некий демонизм (выраженный преимущественно в раннем творчестве) и христианские порывы, проявлявшиеся изначально, но окрепшие с 1830-х годов, так что поэт, можно сказать, продвигался к творческому осуществлению завета, начертанного на гербе русской ветви рода Лермонтовых: «Sors mea – Jesus», что значит: «Жребий мой – Иисус».