Семен Ильич Стодульский. Воспоминания о Северянине
Стодульский Семен Ильич — писатель, автор книги стихов «Испытание любви» (Кишинев, 1923). Познакомился с Северяниным в 1933 г. во время выступления поэта в Бессарабии, был одним из организаторов журнала «Золотой петушок» (Кишинев, 1934; вышло три номера), в котором успели выступить Иван Бунин, Константин Бальмонт и Игорь Северянин.
“В 1933 году, проездом из Варшавы в Белград, в Кишиневе остановился Игорь Васильевич Северянин. Он был хорошо принят местной публикой, широко поддержан журналистами и литераторами. Предполагавшаяся остановка его здесь на несколько дней продлилась до двух месяцев.
В редакции газеты «Бессарабское слово»
Игорь Васильевич рассказал о поездках, совершенных вместе с женою по городам Европы, где он читал свои стихи русским эмигрантам.
Поэт рассказал и, по просьбе редакции, описал некоторые имевшие отношение к нему примечательные эпизоды…
Он выразительно читал стихи, особенно когда бывал в хорошем настроении, а оно было неустойчивое, менялось из-за пустяков. Достаточно было увидеть в зале, во время декламации, неприятную физиономию, и настроение сразу портилось. Поэтому он старался не глядеть на слушателей, взгляд его скользил над их головами. Игорь Васильевич говорил, что на него хорошо действует запах вербены, и огорчался, что не находит таких духов.
А мне они попались, и я подарил ему флакончик. Он был очень признателен.
Во время нашего разговора раздался громкий стук в дверь.
Вошел человек в кучерском армяке и подал письмо. Знаменитый борец Заикин, узнав, что поэт находится в Кишиневе, приглашал его на свою свадьбу.
— Иван Михайлович приказали сейчас же вас привезти! — сказал извозчик.
Северянин ответил, что плохо себя чувствует и не может приехать. Так и не встретились они в нашем городе,
Несмотря на солидный возраст, 46 лет, Игорь Васильевич воспылал юношеской любовью к В. И. Шей де Вандт. Ей он посвятил стихотворение, напечатанное в газете «Бессарабское слово» 5 мая 1933 года.
Грусть радости
(В. И. Шей де Вандт, моей невесте)
О, девушка, отверженная всеми
За что-то там, свершенное семьей,
Мы встретимся в условленное время
Пред нашею излюбленной скамьей!
Походкой чуть наклонной и скользящей
Ты подойдешь, проста, как виорель,
И скажешь мне: «Единый! Настоящий!
Возможно ли? Послушай... Неужель?»
И болью затуманенные взоры, —
По существу, веселые ручьи, —
Блеснут так радостно, как из-под шторы
Пробившиеся в комнату лучи.
Ты — точно серна в золотистой дрожи:
Доверчивость. Восторженность, Испуг.
Что может быть нежней и вместе строже
Твоих не искушенных в страсти рук?
Что может быть больней и осиянней
Еще не вовсе выплаканных глаз?
Что может быть печальней и желанней
Уст, бредовых не говоривших фраз!
Газель моя, подстреленная злыми!
Подснежник бессарабский - виорель!
Виктория! И грустно это имя,
Как вешняя плакучая свирель...
Источник: http://www.poet-severyanin.ru/library/igor-severyanin-glazami-sovremennikov56.html
…Девушка, обладавшая способностями и вкусом к музыке и поэзии, ценила его и привязалась к нему, Они мечтали о предстоящих поездках по разным городам. А Фелисса Михайловна лучше знала своего супруга.
— Чем бы дитя ни тешилось… Но это скоро пройдет, — сказала она. И с грустью добавила: — Я больше всего хочу, чтобы он был счастлив. И если бы знала что другая даст ему это… — Она вздохнула.
Предсказание ее исполнилось. Любовь быстро выветрилась из сердца влюбленного поэта.
Мы встречались ежедневно. Часто беседовали о поэзии и поэтах.
Игорь Васильевич рассказывал о своих поездках, выступлениях и интересных встречах…
В Кишиневе состоялись три вечера Северянина, 17 и 31 марта и 28 апреля. Первый и последний прошли в зале примарии (городского управления),
а второй — в театре «Экспресс».
Успех был полный. Он был вызван не только известным именем выступавшего автора, нo и его исполнительскими данными.
Для сонного Кишинева того времени имела значение широкая и громкая реклама устроителей этих вечеров, проведенная под звуки фанфар и барабанов. Они провозгласили Северянина «королем поэтов», пригласили сказать вступительное слово известного врача, директора Костюженской больницы
Анатолия Коцовского.
Я получил разрешение директора психиатрической больницы на организацию вечера и там. Это не требовало расходов и обещало большой сбор. Директор предполагал, что через несколько дней можно будет устроить и второе выступление поэта.
В этом лечебном учреждении находились не только умалишенные, но и нервнобольные, работал многолюдный медицинский и обслуживающий персонал. Здесь нередко бывали концерты.
Это заинтересовало Игоря Васильевича.
— Может быть, сумасшедшие лучше поймут меня, нежели здоровые, — сказал он, улыбаясь, но с горечью в голосе.
Кто-то шепнул Фелиссе Михайловне (супругe - примечание)
, что осуществление такой затеи может вызвать насмешки. Этого не случилось бы, но видя, что она затрудняется решить вопрос о выступлении в лечебнице, я не настаивал.”
Хазан Михаил. Пушкинские мотивы. Люди, книги, рукописи. Раздел «Скиталец тот, кто всех святей...» // Кодры. Кишинев, 1963. № 3; опубл. в составе статьи.
Особая благодарность всем, кто собирает историю и фотографии Кишинева и в частности порталам www.oldchisinau.com и "Locals.md". bloknot-moldova.md, группам в "Facebook",посвященным Кишиневу и лично Людмиле Сувориковой и Владимиру Тарнакину, Ольге Гарусовой ( членам КЛИКа), краеведу Александру Павлову, .академику Аурелиану Данилэ, писателю Юрию Колесник, литературно-художественному журналу "Русское поле". экс- директору кинотеатра "Patria" Михаилу Мефодьевичу, актеру Юрию Андрющенко. Марине Подлесной -Поэту, писателю, музеографу Дома-музея А. С. Пушкина в Кишиневе, Маргарите Щелчковой - директору русской библиотеки имени Михаила Ломоносова.
https://www.youtube.com/c/StukalovAdorOrasulMeu
https://www.youtube.com/channel/UC_uJWASFz7r_C-1JR2eVqng
https://stukalov.md
https://www.facebook.om/ador.md
Спасибо за внимание и подписывайтесь на канал Stukalov/Ador Orasul Meu