После расследования FIA по вопросу легальности силовых установок Ferrari в межсезонье 2019-2020 для итальянской команды наступила катастрофа. Подробные результаты расследования так и не получили официальной публикации, но очевидно, что специалисты Международной автомобильной федерации нашли в чём упрекнуть команду. В результате итальянцам пришлось спешно переделывать свой мотор, что очень сильно откинуло их назад, а также серьёзно сказалось на эффективности аэродинамики их болида, которая последние годы строилась из расчёта на высокую мощность силовой установки.
Итог получился плачевным, а результаты команды стремительно упали. Но насколько серьёзное это падение для Ferrari?
Предыдущие несколько сезонов (2017-2019) команда уверенно удерживала второе место в чемпионате конструкторов, и казалось, что вот-вот даже сможет побороться за первое, но сезон 2020 принёс разочаровывающее шестое место. Это очень значительное падение, однако можно посмотреть на другие легендарные команды, например, Williams и вовсе очередной год занимает последнее десятое место. А McLaren, всего несколько лет назад проваливавшаяся вплоть до девятого места (2015, 2017), в последнем сезон смогла уже подняться на третью строчку.
Как давно Ferrari в последний раз занимала настолько низкое место в чемпионате? Очень давно. Такого не происходило дольше, чем можно подумать. В 2020 году итальянская команда провела свой худший сезон за последние 40 лет.
В далёком 1980 году Феррари заняла 10 место в зачёте конструкторов. Причиной этого стала невозможность достигнуть достаточной аэродинамической эффективности, в результате использования мощного, но чрезвычайно громоздкого мотора V12, в то время, когда другие команды уже активно использовали граунд-эффект, который многократно повышал прижимную силу, а соответственно и проходить повороты на значительно более высокой скорости.
Впрочем, уже в следующем году с принципиально новой машиной команда смогла достигнуть пятого места, а в 1982 одержать уверенную победу среди команд. К сожалению, личный зачёт тогда выиграть не удалось, потому что пилоты команды Жиль Вильнёв и Дидье Пирони поочерёдно попали в тяжелейшие аварии, приведшие к гибели одного и серьёзным травмам другого.
Но в последующие годы команда не закончила ни одного сезона ниже четвёртого места в чемпионате конструкторов, да и четвёртые места были редкостью и случались только в самые неудачные сезоны, такие как 2009 и 2014.
В то же время, справедливо будет заметить, что форма Феррари в прошлом году всё же имела проблески, что позволило пилотам команды Шарлю Леклеру и Себастьяну Феттелю подняться на подиум 3 раза, в то время, как в относительно недавнем сезоне 2014 их было всего 2. Но в 2014 форма команды была более стабильной на протяжении сезона, и позволяла постоянно бороться в очках, чего в 2020 сильно не хватало.
В любом случае, хоть в истории Феррари и бывали долгие периоды кризисов, но на столь низких позициях команда никогда не задерживалась. И велика вероятность, что 2021 год проведёт уже лучше. А в 2022, когда начнёт действовать совершенно новый регламент, может и побороться за титул. Если в начале восьмидесятых Скудерии хватило всего два года, чтобы подняться с далёкого десятого места на вершину, то уж с шестого идти не так и далеко.