Турция, как и Россия, имеет на своей территории часть народа, который периодически хочет отделиться и провозгласить собственную независимость. Это жестко подавляется высшим руководством и армией страны.
Мне не интересна политика, кто прав или виноват. Я просто взял рюкзак, фотоаппарат и поехал в Восточную Турцию, про которую никто ничего толком не знает. Через несколько недель дорога привела меня в самое сердце турецкого Курдистана - Диярбакыр.
Что такое турецкий Курдистан?
Это территория юго-востока Турции, где сейчас живут этнические курды, а до времен геноцида 1915 года жили армяне. Курды - это почти 20 миллионов населения Турции. Как все жители Москвы и Московской области.
Вообще в мире около 40 миллионов курдов. Большая часть проживает на территории Турции, западного Ирана, Северного Ирака и северной Сирии. Если посмотреть на карту, станет ясно, что все это одна большая территория, поделенная между четырьмя странами. У курдов никогда не было и нет своего государства, и никому нет до них дела.
В Турции курды и Рабочая партия Курдистана(РПК) оказывают партизанское сопротивление туркам. Сначала курдский язык был вообще запрещен в турецких СМИ, но сейчас сделаны послабления.
Курдский вопрос всегда актуален в Турции, которая стремится в Евросоюз. Но Европа требует больше автономии курдам, равного отношения и соблюдения прав по стандартам Старого Света.
Вернемся в Диярбакыр. Еще 5 лет назад здесь шли ожесточенные бои с турецкой армией.
Автостопом я добрался до самого центра города, который оказался перекрыт противотанковыми ежами! Здесь до сих случаются теракты.
Я гулял по улицам и пытался уловить атмосферу города. Напряженность витала, но люди отдыхали, как могли.
Множество турецких флагов и растяжек.
На темных улочках встречаются политические листовки и граффити. Сопротивление никуда не делось.
5 лет назад зимой турецкие военные на 3 месяца заблокировали территорию исторического центра города. За этой стеной, именно на этих улицах шли самые ожесточенные бои с артиллерией, баррикадами и вертолетами.
До сих пор здесь военные блокпосты со спецтехникой для контроля на вход и выход. Все это напрягает. Я забрался на развалины старой черной крепостной стены, окружающий центр города. Здесь куча людей, множество отдыхающих с детьми. Меня облепила местная молодежь, которая сразу стала просить добавить их в друзья в соцсети и сфотографироваться на память. Я выучил несколько курдских слов, которые мигом улучшили мою коммуникацию с местными.
В разговорах с турками лучше не сверкать знаниями курдского, а слово Курдистан вообще вызывает бесконечный поток гнева. Это сложная тема для страны. Курды мне гордо рассказывали, как они убили турка или наоборот.
Кругом развалины и строительство новых объектов.
Многие объекты в городе построены из черного базальта, что добавляет мрачности и не без того хмурому городу.
Черная мечеть не поднимает настроение.
Прогулялся по рынку, много попрошаек.
К вечеру я хотел заночевать на другой части крепостной стены, покрытую травой, с видом на город. Но стена очень активно используются местными даже ночью. Пришлось искать место в темном углу местного парка. Поздно ночью местные мальчишки обнаружили меня и стали будить. Позже пришел охранник, с которым мы договорились не беспокоить друг друга до утра. Наутро я успешно поехал в сторону Каппадокии.
В СССР существовал Курдистанский уезд, который вскоре упразднили, а курдов переселили в Среднюю Азию.
Кто-нибудь знаком с курдами, проживающими на территории России?
Как вам такая непарадная Турция? Пишите комментарии.
_____________________________________________