При работе с кадрами начинающие предприниматели часто используют административные методы управления . Те предполагают принцип единоначалия и требуют от сотрудников жёсткой дисциплины, что при определённых условиях позволяет добиться организованности и строгого выполнения всех задач по инструкции. В сочетании с грамотным стратегическим управлением компанией это может помочь построить успешный бизнес.
Понятие, особенности
Чтобы объяснить, что подразумевается под этим термином, важно разобраться в том, сколько методов управления существует в административном менеджменте и чем они отличаются. Так, выделяют: административные (базируются на использовании «кнута и пряника»), экономические (материальных поощрениях) и социально-психологические (предполагают воздействие на сотрудников через инструменты психологии).
Административные методы ещё называют организационно-распорядительными, поскольку они базируются на распоряжениях начальства и чётких инструкциях относительно того, что можно и чего нельзя делать на рабочем месте. Работа с использованием таких методов строится на властности руководства и требует ответственности со стороны сотрудников.
Отсюда — особенности, которыми характеризуются административные методы управления .
- Работа в принудительном порядке: есть приказы, инструкции, которые необходимо выполнять. Побуждение к действиям или стимулирование здесь не приветствуются.
- Обязательность выполнения распоряжений руководства. За невыполнение наступает дисциплинарная ответственность, применяются меры взыскания.
- Ограничение свободы выбора исполнителя: инициативность не приветствуется. Напротив, есть чёткий план действий, утверждённый начальством, которого необходимо придерживаться. В нём перечисляются и описываются задачи, правила их выполнения, сроки, ограничения и т. д.
- Разная степень жёсткости форм проявления: возможны как инструкции, так и приказы.
Ещё одна характерная особенность заключается в прочной связи руководства и подчинённых, чаще всего предполагаются адресные директивы.
Виды
Рассмотрим виды административных методов управления .
- Группа организационно-стабилизирующих методов. Позволяют создать прочную основу для совместной работы людей в компании, установить долговременные связи между сотрудниками и подразделениями в рамках должностных инструкций. Для формирования связей используются: организационная структура, регламентирование (закрепление функций и работ за каждым сотрудником), нормирование (определение норм выполнения работ), инструктирование, контроль, надзор.
- Группа распорядительных методов. Служат для оперативного управления совместным трудом специалистов и подразделений. Предполагают составление договоров, приказов, распоряжений и т. д.
- Группа дисциплинарных методов. Обеспечивают стабильность установленных связей и отношений, помогают поддерживать чувство долга, ответственность сотрудников. Реализуются через установленные правила поведения на предприятиях, системы контроля, разработку поощрительных мер и мер наказания.
Цель применения и задачи
Так как административные методы управления предполагают подчинение персонала, то и оправданными они являются тогда, когда надо заставить коллектив действовать по инструкции, чтобы достичь целей бизнеса. Например, в случае, если:
- сотрудниками выполняются стандартные операции строго по регламенту (чаще всего это встречается в кол-центрах или в бухгалтериях);
- работают низкоквалифицированные кадры, которым чёткие инструкции позволяют избегать ошибок;
- нужно быстро наладить рабочий процесс (всё-таки разработка систем поощрений в рамках экономических методов, а также инструментов влияния в рамках социально-психологических требует больше времени);
- руководство не доверяет сотрудникам.
Основная задача административных методов управления в менеджменте — согласовать и координировать действия подчинённых, то есть добиться дисциплинированности, порядка.
Формы проявления административных методов управления
Чтобы обеспечить высокий уровень организации и дисциплину, руководство может использовать приказы, распоряжения, инструкции, положения, методические указания, правила и нормативы.
- Приказы. Это самая категоричная форма, которая обязывает чётко выполнять задачи в строго установленный период и предусматривает применение наказаний за их невыполнение. Приказ может включать 5 частей: описание произошедшего, меры по урегулированию, ресурсы для реализации решения, сроки выполнения, контроль.
- Распоряжения. В отличие от приказов, выпускаются не для всего предприятия, а для определённых структурных подразделений. Предусматривают обязательное исполнение перечисленных в них задач.
- Инструкции. Ориентированы на конкретных сотрудников и могут даваться в письменной или в устной форме (если в коллективе высокий уровень доверия между начальством и подчинёнными).
- Положения. Документы, которые обычно описывают базовые правила организации работы в компании.
- Методические указания. Представляют собой документы с дополнительной информацией касательно выполнения тех или иных задач. Так, в таких указаниях могут описываться: порядок их выполнения, моменты, на которых стоит акцентировать внимание и пр.
- Правила. Определяют процедурные нормы труда, выполнения конкретных задач и т. д. Обычно за их невыполнение предусматривается наказание.
- Нормативы. Являют собой чёткие изложения каких-то положений, отражающих правила, ценности компании. К примеру, это может быть миссия, кредо руководства и т. д.
Способы административного воздействия
Поскольку административные методы управления основаны на подчинённости, влияние на сотрудников осуществляется несколькими способами.
- Через организационные воздействия. Они сводятся к составлению и утверждению документов, регулирующих деятельность сотрудников компании. К таким документам относятся: устав, коллективный договор, должностные инструкции и пр.
- Распорядительные воздействия. Их задача — помочь в достижении определённых целей в управлении. Реализуются через распоряжения, инструкции, наставления, но могут и не понадобиться, если организационные воздействия в компании на высоком уровне, о чём свидетельствует строгая дисциплина.
- Материальную ответственность. Она наступает, если сотрудник наносит организации ущерб своими действиями либо бездействием. Может предусматривать взыскание, лишение премии, удержания из заработной платы и т. д.
- Дисциплинарную ответственность. Дисциплина — это то, на чём основываются административные методы управления , поэтому её нарушение влечёт за собой наказания в виде выговоров, депремирования, понижения в должности, реже — увольнения.
- Административную ответственность и взыскания. Она наступает, если совершается административное правонарушение. Может повлечь за собой штраф, дисквалификацию и пр.
Стоит отметить, что во всех случаях взыскания могут осуществляться в судебном порядке.
Целесообразность применения административных методов управления
Анализируя особенности методов, можно выделить их преимущества и недостатки.
К преимуществам относятся:
- повышение уровня дисциплинированности (если есть устав, чёткие должностные инструкции и правила донесены до персонала, их охотнее выполняют);
- строгое соблюдение выбранной технологии производства;
- возможности для карьерного роста (обычно персонал понимает, какие действия и результаты поощряются, и стремится к ним).
Но есть и недостатки:
- концентрация власти;
- возможная текучка кадров, поскольку сотрудники не могут проявлять инициативу, с другой стороны — возникают сложности, если приказы противоречат друг другу;
- необходимость оформлять каждое решение в виде документа, а это — время.
Более того, при их использовании может наблюдаться повышение пассивности сотрудников и даже скрытое неповиновение. Другая крайность — некачественная работа из-за высоких планов.
Выводы
Административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, а то и малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе (если грамотно составить устав, детально расписать должностные инструкции, донести ценности компании до персонала), они помогут запустить бизнес даже без опыта , а после — сделать его успешным. Кроме того, особенности таких методов следует знать ещё и для того, чтобы использовать их в работе параллельно с другими.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!