При ознакомлении с фразой «применение игрового подхода в деятельности» сразу возникает ряд вопросов: Что такое «игровой подход»? На сколько игровой подход эффективен в различных видах деятельности? Как игровой подход может применяться в различных видах деятельности? Каковы примеры применения игрового подхода?
Для начала разберемся с такими понятиями, как «игровой подход» и «деятельность». Игровой подход – применение элементов игры, имитация чего-либо в игровой форме. Это упрощение, примитивизация чего-либо для повышения «понятности». Под деятельностью понимается любой вид деятельности. Это может быть игра, обучение, работа, привычные и «бытовые» действия и прочее; иными словами, это процесс, благодаря которому что-то где-то изменяется из-за чьих-то действий в чьих-то интересах.
Где же применяется игровой подход? Как бы очевидно это ни было, отметим, что в основном и наиболее широко игровой подход как таковой применяется в учебных заведениях дошкольного образования. В дошкольном возрасте детей начинают приучать к некоторым элементам трудовой деятельности, например, процессам самообслуживания (самостоятельно есть, следить за состоянием одежды, соблюдать правила этикета и личной гигиены и прочее), ручного труда (разнообразные самоделки с повышением самостоятельности исполнения и сложности работы), хозяйственно-бытового труда (помощь в наведении порядка).
При переходе ребенка из детского сада в школу кроме игровой деятельности появляется новая – учебная. При этом ребенок еще не вышел из того возраста, когда он воспринимает мир через призму игры. Он больше увлечен не серьезными вещами, которые дает учеба, а продолжает жить в мире игры, где любую вещь можно интерпретировать по-своему. Палка – это не просто палка, а целый пулемет, треугольник – пистолет, скорлупа грецкого ореха – лодочка, две скрещенные линейки – самолет и так далее. Фантазии ребенка безграничны не только в плане превращения одного предмета в другой, но и в плане придумывания ролей, правил игры. Секунду назад ты был школьником Вовой, а вот ты уже боевой маг Владиарис, и в руках у тебя не линейка, а меч, и учебники заполнены не просто текстом, а сильнейшими заклятиями, которыми ты можешь повергнуть любого, кто встанет у тебя на пути. Так стоит ли лишать ребенка этих фантазий, превращая его Широкий Кругозор в Точку Зрения? Эффективно ли это будет? С точки зрения «штампования» будущих однобоко обученных рабочих – да. С точки зрения разносторонне развитых специалистов – нет. Лучше поддержать ребенка в его фантазиях, сопровождая учебный процесс игровыми элементами. Ты не победишь своих врагов, пока не сможешь решить задания в этих учебниках, ведь настоящий боевой маг, чтобы быть сверхсильным, должен знать эти вещи «на отлично» и в любой момент назвать верный ответ. Ты не сможешь установить сильное заклинание-барьер от врагов, если будешь неграмотен, не сможешь правильно написать или прочитать заклинание. По моему личному мнению, учебный процесс должен определяться не только учебными материалами, утвержденными Министерством просвещения РФ, но и игровыми материалами, которые в том числе учителя будут подбирать самостоятельно, исходя из интересов школьников.
Также игровые элементы в учебной деятельности должны применяться по всему курсу обучения школьного образования, а также в учебных заведениях других уровней образования (колледжи, СПО, ВУЗы). На своем опыте скажу, что мне и моим одноклассникам в школе более интересными и познавательными казались те предметы в курсе обучения, по которым применялся игровой подход. В основном это были история и обществознание.
Под игровым подходом я подразумеваю не непосредственно игру, а применение некоторых ее элементов, например – использование фантазии и творческих сторон личности, нестандартного мышления. Например, это творческие задания, размышления на тему «а представьте, что…», решение кейсов и применение проектного обучения. Очевидно, что с «повышением» возраста обучающегося и с повышением уровня обучения усложняются задания, фантазии становятся более приземленными и реалистичными, кейсы и проекты имеют большие ограничения. Но при всём этом у самих обучающихся уже формируются знания, компетенции и опыт, что компенсирует все эти сложности. К тому же применение теоретических знаний на практике и размышления на тему «а представьте, что…» повышают эффективность обучения, и применение игровых подходов становится уже не прихотью или мечтой, а действительно полезной и необходимой вещью.
Каковы преимущества игрового подхода? Во-первых, игровой подход, игра зачастую подразумевают групповое участие; это помогает повышению социализации каждого члена группы, учит разрешать конфликтные ситуации и взаимодействовать с остальными участниками так, чтобы в принципе минимизировать или даже не допустить возникновение конфликтов. Во-вторых, это возможность представить любую ситуацию, до которой может дойти фантазия, и не просто пофантазировать – развить эту ситуацию, дойти до какой-либо идеи, возможно даже безумной, но весьма оригинальной и гениальной. В-третьих, это возможность развить и фантазию, и логическое мышление, применять это на практике для решения любых задач. В-четвёртых, это возможность обмена опытом, знаниями и идеями; возможность из разрозненных идей получить в конце нечто одно, но большое, цельное. В-пятых, это опробование себя в различных ролях, ибо игра – имитация повседневной деятельности (не важно, трудовой или хозяйственной).
Таким образом, игровой подход по сути – демоверсия или упрощенная классического подхода к деятельности. Посредством применения игровых элементов можно попробовать себя в новых ролях, найти единомышленников, развить мысли, которые «мыслились» давно, но не приходили к какому-то итогу, и прочее. Несмотря на широкую распространенность игрового подхода в учебных заведениях дошкольного образования, игровой подход постепенно (зачастую – с подачи активных неравнодушных людей) внедряется и в иных «местах деятельности». Классический пример – проведение кейс-чемпионатов. По своей сути кейс – это гипотетическая ситуация, которая может как произойти, так и не произойти, и решение проблем, связанных с этой ситуацией, и нужно привести в итоге. С одной стороны, это просто моделирование какой-то ситуации, с другой – игра, кто сможет представить решение проблем, используя при этом не только опыт, но и фантазию.
Иной формой игрового подхода может являться применение системы вознаграждений. Например, на каждом этапе решения задачи может быть некое «поздравление», или даже сувенир, подарок, «плюшка». В классическом и обыденном варианте это премия, в иных вариантах – что-то приятное и полезное, что можно получить не каждый день. Например, у крупной компании есть несколько филиалов, и головной офис предлагает им посоревноваться: тот филиал, который сможет продать больше продукции (без обмана покупателей), первым получит зону отдыха нового формата. Так как не допускаются любые противозаконные действия и действия, порочащие репутацию компании, сотрудникам необходимо применять новые креативные способы завлечения клиентов. Соответственно, это уже некоторая командная работа, применение нестандартного мышления, соревновательный элемент.
Теперь можно поговорить о примерах применения игрового подхода. Они будут основаны на моем личном опыте. Начнем с того, как он уже применялся. Как и было сказано ранее, в школе применялся игровой подход, в основном на уроках истории и обществознания. Помимо того, что довольно часто по этим предметам задавались эссе, предполагающие размышления с доказательством собственных мыслей и идей, а не мыслей и идей какого-либо авторитета (учителя, автора учебника, ученого, официального лица и прочее), задавалось немало заданий творческой направленности. Это эссе «из другой эпохи» (от лица человека, жившего в другие времена), различные самоделки (модели древних и средневековых сооружений), интеллект-карты (mindmaps), обсуждение чего-либо в небольших группах с представлением решения, моделирование разных ситуаций. [Наиболее запомнившимся была работа по обществознанию, суть которой заключалась в проведении выборов президента класса] Помимо этого, применялась работа в группе на иных предметах. На уроках литературы применялось чтение по ролям, импровизация (возможное продолжение ситуации). На математике в качестве некоего соревновательного элемента можно было решать вперед перечисленные на доске задания (можно было решать «с доской») – во-первых, думаешь сам, во-вторых, можно получить дополнительную оценку, в-третьих, меньше делать дома (оставшиеся задания становились домашними заданиями). В университетской жизни также применялся и применяется игровой подход. [Здесь имеется в виду то, в чем мне довелось поучаствовать или в чем была возможность участия, а не в принципе применение игрового подхода в вузе в общем.] Это работа в группах (в том числе лабораторные работы), участие в олимпиадах (были командная и индивидуальная формы), в университетских мероприятиях, в волонтерской деятельности (как сами мероприятия, так и обучения, в основном по командной работе), выездные мероприятия Союза студентов, участие в кейсовых чемпионатах, прохождение практики и прочее. Из всего вышесказанного самым интересным для меня является то, что в этих видах деятельности совмещается приятное с полезным: поиграть, повзаимодействовать с кем-то в тех областях деятельности, которые интересны мне и другим, и при этом развивать или получать новые навыки, умения, компетенции.
Кроме учебы, есть и работа. Причем я работаю на данный момент на том же предприятии, на котором проходила практику. Во время прохождения практики нам из четырех недель практики были помещены “практическая” и “образовательная” части. На «образовательной» части нам рассказали, как правильно писать резюме, как произвести благоприятное впечатление на работодателя, как самому не попасть «на удочку» недобросовестному работодателю и прочее. При этом само обучение проходило в интерактивной форме – «вбрасывались» вопросы «в зал», каждый мог что-то спросить или прокомментировать. Кроме того, проводилось несколько общих встреч, на которых присутствовали все практиканты и их наставники. На этих встречах происходило знакомство друг с другом, обсуждение результатов работы (предварительных и окончательных), просьбы, пожелания и прочее. В процессе адаптации на испытательном сроке после трудоустройства я также прошла несколько обучений. План адаптации в некоторой степени тоже можно назвать применением игрового подхода в трудовой деятельности. Он схож с периодом обучения в компьютерной игре, где после обретения следующего навыка тебе предлагается обретение нового после того, как выполнишь определенное задание. Первый этап с ознакомлением с документацией схож с ознакомлением с правилами игры. Далее мне начали давать практические задания, частично касающиеся непосредственно моей работы (больше - ознакомление с работой в различных программах), и чем дальше - тем сложнее. Это похоже на обучение простейшим первоначальным навыкам в игре. Дальше – уже реальные задания с повышением сложности; по аналогии с игрой – применение уже полученных изначальных «базовых» навыков и разработка собственной стратегии игры, обучение новым навыкам. Уровень сложности следующего задания выше, чем у предыдущего. Встреча с начальником или наставником равнозначна встрече в игре с мудрым учителем/наставником/старцем, который может дать тебе дополнительные знания и какие-то полезные артефакты, похвалить, подсказать, что делать дальше.
Кроме того, у большинства современных, молодых компаний внутренняя стратегия предприятия относительно работающих на нем людей построена таким образом, чтобы каждый чувствовал себя частью большого дружного коллектива, членом семьи. О каждом сотруднике стараются позаботиться, предоставить всё возможное для повышения его эффективности. Сюда входят обучение новым навыкам, напрямую не задействованным в функционале, проведение различных развлекательных мероприятий, спортивных праздников и соревнований, мероприятий аналогичным решению кейсов и прочее. В этом всём тоже задействован некий игровой элемент.
Кроме трудовой и учебной деятельности, существует и хозяйственно-бытовая, и иная, не относящаяся к данным категориям. Если в предыдущих указанных мной видах деятельности использование игрового подхода было пассивным (участие в уже созданных и проводимых кем-то «играх»), то в данных типах деятельности «приходится справляться своими силами». Например, во время многих видов деятельности (например, работа над домашним заданием), в качестве некоего игрового элемента я использую соревновательность: так как часто сопровождаю многие виды деятельности прослушиванием музыки, то и пытаюсь «уложиться» в некоторое количество песен или некоторый плейлист по длительности выполнения конкретной задачи. Также я определяю примерное время, которое понадобится для выполнения задачи, и стараюсь выполнить ее быстрее (при этом с тем же качеством), а в качестве поощрения – небольшой отдых. При чтении книг/прослушивании песен (особенно необычных) часто фантазирую, додумываю, моделирую возможные или фантастические ситуации на основе читаемого/слышимого. При заучивании чего-то нового использую метод ассоциаций: с одной стороны, это одна из техник запоминания, с другой – просто игра в ассоциации.
Если подвести итог всему вышесказанному, то можно сказать, что игровые подходы могут быть сильным подспорьем в реализации различных видов деятельности. Они могут помочь быстрее обучиться новому, адаптироваться к изменениям, развивают и дают новые умения и навыки (например, взаимодействие с новыми людьми, знания из новых областей), даже могут повысить эффективность деятельности в целом. И ещё один важный аспект: даже рутинная работа может стать более интересной и даже желаемой при применении игрового подхода. При этом можно как самому создавать “игровую ситуацию (симуляцию)”, так и быть частью чьей-то.