Найти тему

Детский иммунитет

Конкурс детских рисунков Шелгунова Варя 2г.9м. (с мамой)
Конкурс детских рисунков Шелгунова Варя 2г.9м. (с мамой)

Что же такое иммунитет? Как он работает? От чего зависит его сила? Почему дети так часто болеют?

Иммунитет - это сложная многокомпонентная живая система. Включает в себя органы, ткани, клетки, обеспечивающие непосредственно иммунный ответ. Главная задача иммунитета в поддержании постоянства внутренней среды.

Молодые мамы часто слышат от профессионалов: - "Если ребёнок болеет, это нормально!"; - "Ребёнок должен болеть!"; - "Перерастёте, - всё пройдёт!". Но зачастую бывает так, что ребёнок из одной болезни плавно переходит в другую. Не успел выздороветь и заболевает снова. 2 дня в детском саду, а потом 2 недели дома. В итоге мама увольняется с работы, благосостояние семьи, как и атмосфера дома портится.

Часть нашего иммунитета мы получаем с рождения, а другая часть формируется уже в процессе нашей жизни.

В формирования врожденного иммунитета важная роль отводится периоду внутриутробного развития и грудному вскармливанию. От мамы малыш получает накопленный ей комплекс антител, антитела поступают в организм ребёнка и с грудным молоком. Поэтому крайне важно состояние здоровья самой мамы, а также характер её питания при кормлении грудью. О значимости питания для здоровья здесь.

Фото с сайта https://ru.freepik.com/
Фото с сайта https://ru.freepik.com/

Поразительно, что состав клеток грудного молока многократно меняется как в течение дня, так и на протяжении всего периода лактации. Содержимое этих клеток у каждой матери различно, зависит от физиологических потребностей ребёнка, качества питания мамы.

Врождённый иммунитет обеспечивает кожа и слизистые оболочки, секреты слюнных, слёзных, потовых и сальных желёз; микрофлора человека.

Приобретённый иммунитет складывается уже в процессе адаптации к жизни. Его ещё называют адаптивным иммунитетом. Это выработка антител к конкретному возбудителю, способность иммунной системы запоминать и хранить информацию о перенесённых заболеваниях. Вот это запоминание, память иммунитета и обеспечивает нам защиту. Не будет памяти - не будет защиты.

В детском возрасте выделяют критические периоды, связанные с временными отклонениями в работе многих систем.
Среди них различают: -
период новорожденности - иммунная система младенца незрелая. Ребёнок не готов к встрече с "незнакомцами".
Как ответ на инфекцию в таком возрасте лимфоидная ткань разрастается (аденоидные вегетации, гипертрофия миндалин).
У детей до 6ти мес. собственных антител ещё нет, концентрация материнских антител очень быстро падает, иммунная память отсутствует.

Что делать? - малышей необходимо максимально ограждать от контактов, не устраивать "смотрины", кормить грудным молоком.

- 4-6мес жизни ребёнка - иммунный ответ неполноценный. Каждое заболевание протекает как в первый раз, иммунная система ещё не способна запомнить антиген.
Материнский иммунитет у детей истощается, барьерный иммунитет слабо выражен. А ведь именно барьерный иммунитет первым вступает в борьбу.
С 6ти месячного возраста начинают медленно вырабатываться собственные антитела. При взаимодействии антитела с антигеном формируется приобретенная (специфическая) иммунная защита.
Адаптивный иммунный ответ отсутствует или очень низкий.

В таком возрасте дети высоко чувствительны к респираторным и кишечным инфекциям, резко нарастает частота пищевой инфекции. В этот период проявляются генетические поломки (наследственные болезни).

Что делать? - продолжать грудное вскармливание, кормить по режиму, массаж, гимнастика, правильно вводить прикормы. Маме кушать здоровую пищу во всём её разнообразии.

- 2ой год жизни - барьерный иммунитет незрелый, снижено содержание интерферона. Низкая способность к выработке полноценных антител способствует разрастанию лимфоидной ткани.

Дети всё также высоко чувствительны к вирусным и бактериальным инфекциям. В этот период проявляются иммунодиатезы, многие наследственные, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни. Пищевая аллергия постепенно угасает.

Что делать? -питание малыша должно быть сбалансированным и разнообразным, оформлять в детский сад не ранее 3ёх летнего возраста. Заниматься закаливанием.

- 6-7ой год жизни ребёнка - сохраняется низкая активность местной защиты, низкое содержание интерферонов.

В связи с частыми ОРВИ в этом возрасте миндалины увеличены, что способствует развитию атопических и аутоиммунных болезней. В данной возрастной категории отмечаются максимальные концентрации антител класса Е (IgE), в связи с чем распространены паразитарные инфекции (лямблиоз, гельминтозы).

Что делать? - важно полноценное питание, психологический комфорт, занятия спортом, закаливание.

- подростковый период - происходит гормональная перестройка организма, асинхронность ритмов иммунной и эндокринной систем. Вилочковая железа уменьшается в размерах, её функция угасает.
Отрицательное действие на иммунную систему подростков оказывает неустойчивая психика и лабильная вегетативная нервная система.

Что делать? - соблюдать режим дня, сон не менее 8ми часов, движение на свежем воздухе не менее 2ух часов в день. Соблюдение правил здорового питания. Иметь друзей, читать, развивать увлечения, не торопить жизнь. Ребёнок должен быть любим и счастлив.

Микрофлора и адаптивный иммунитет

Кишечник является самым крупным органом иммунитета, в слизистой оболочке кишечника находится до 80% клеток иммунной системы. Защита желудочно-кишечного тракта помимо иммунной системы кишечника включает микрофлору. В настоящее время доказана роль микрофлоры в формировании иммунного ответа.
Нормальная микрофлора выполняет множество функций:

  • подавляет рост болезнетворных микроорганизмов,
  • стимулирует местную иммунную защиту,
  • является барьером для патогенных микроорганизмов,
  • участвует в синтезе антител, ферментов, органических кислот, незаменимых аминокислот, иммуномодулирующих веществ,
  • способствует усвоению микроэлементов (в особенности кальция),
  • принимает участие в синтезе витаминов (витамины В12, К, биотин, фолиевая кислота).

Сейчас говорят о микробиоме человека как об органе иммунной системы, вес которой (гипотетически) достигает 2кг!

Микрофлору называют ещё "вторым геномом", она способна влиять на наше настроение. Один из новых горизонтов нейронауки - невидимая ось "кишечник-мозг".

В последнее время всё чаще стали говорить о роли питания для сохранения и поддержания здоровья. То, что мы кушаем несёт в себе не только калории и энергию, но и определённую информацию нашим генам, определяет их работу.
Пища - это лекарство, плохое или хорошее - выбирать вам!

Пища и геном  Фото с сайта http://startupmagazine.ru/
Пища и геном Фото с сайта http://startupmagazine.ru/
"Действия диетических средств – продолжительны, а действия лекарств – скоропреходящи" Гиппократ

Полные дети более подвержены инфекционным заболеваниям, чем дети с нормальной массой тела. Сейчас говорят о жировой ткани, как о самостоятельном органе, оказывающем существенное влияние на здоровье.

Доктор Елена Соколова