Всуровой оценке сложившегося геополитического ландшафта глава STRATCOM адмирал Чарльз Ричард предупредил, что Китай и Россия «агрессивно бросают вызов международным нормам, чего не было с самого разгара холодной войны». Ричард привел в пример рост кибератак и «угроз в космосе», а также инвестиции в современное оружие, включая ядерное.
«Существует реальная опасность, что региональный кризис с Россией или Китаем может стремительно перерасти в конфликт с применением ядерного оружия, если они почувствуют, что поражение в обычном конфликте будет угрожать их режиму или государству», — написал Ричард в февральском номере ежемесячного журнала Военно-морского института США. «Следовательно, американские военные должны сменить предпосылку с «применение ядерного оружия невозможно» на «применение ядерного оружия — вполне реальная перспектива», и действовать соответственно, чтобы предотвратить это развитие событий», — написал Ричард, призвав адаптироваться к постоянно меняющей ситуации.
По мнению Ричарда, недавние действия обеих стран «увеличат риск кризиса или конфликта великих держав», если их никак не сдержат официальные лица США. Командующий STRATCOM отметил, что Россия «решительно модернизирует» свой ядерный арсенал, а Китай «тоже находится на пути к тому, чтобы стать стратегически равным противником».
Ричард обозначил несколько шагов, необходимых для повышения готовности: «единство усилий» по сдерживанию обеих держав, пересмотр плана действий на случай если сдерживание потерпит неудачу, и более пристальное внимание к закупкам систем вооружений и других возможностей, которые сохранят стратегическое преимущество Америки над соперниками.
«Хотя эта картина отрезвляет, она не должна обескураживать — скорее, подчеркнуть реальность и оживить предметный разговор», — добавил Ричард. «Наши проблемы отнюдь не непреодолимы».
Недавно назначенный министром обороны генерал в отставке Ллойд Остин дал понять, что по вступлении в должность попытается «обновить стратегию» в отношении Китая.
«Я считаю, что у нас все еще есть качественное и конкурентное преимущество перед Китаем», — сказал Остин. «Но я полагаю, что этот разрыв значительно сократился, и наша цель будет заключаться в том, чтобы в будущем снова его увеличить».