Эти фильмы любят и ненавидят с одинаковой силой. Одни клеймят за русофобию, другие - благодарят режиссёров за правду, показанную без прикрас. Точно можно сказать две вещи: 1)картины представляют собой художественную ценность; 2)их объединяет дремучая русская хтонь.
Хтонь пугает (в этом её предназначение), завораживает, вызывает отторжение, заставляет задуматься об иммиграции. Но она настолько прочно вшита в наш национальный код, что просто не может оставить зрителя равнодушным.
Дом, 2011, реж. Олег Погодин
Картина Погодина, снятая в начале нового десятилетия, изобилует бриллиантовым для русского кино кастом. Тут и Богдан Ступка, который неизменно играет мужика формации Тараса Бульбы. Тут и Владимир Епифанцев, который ассоциируется либо с русским молодцем-удальцом, либо с поехавшим. Сергей Гармаш играет роль блудного сына, в прошлом бандита, вернувшегося домой вовсе не с поклоном, а с киллерами на хвосте. Вишенка на торте - Алексей Савочкин, которого мы привыкли видеть в образе алкоголика, мента, бандита, маргинала, маньяка - в общем, ассоциации не самые приятные, такой уж у актера типаж.
Так чем же примечательна драма о семействе Шамановых, впервые за много лет собравшихся вместе за одним столом? Режиссер выдает типичный для традиционного русского общества маскулинный, патриархальный взгляд на семейные ценности. Мужик - вспыльчивая и жестокая голова, баба - замученная работой и непутевыми отпрысками шея. Семейные отношения между ними далеко не гладкие, каждый обладает крутым нравом, своими целями и принципами. Но о жестокости и насилии семья знает не по наслышке - Шамановы сжились с ним как с повседневной рутиной. Несмотря на весь этот мрак, режиссер показывает единение семьи перед лицом опасности: мол, какие бы распри в семействе не возникали, а кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет. Один за всех и все за одного. Однако, семейная догма "не извиняйся никогда и не перед кем, даже если ты виноват" не приводит финал картины к хэппи энду.
Мотивы: семья, семейные ценности, патриархальный уклад, месть, насилие, агрессия, конфликты, криминал.
Стоит смотреть, если: любите брутальное кино, хотите насладиться потрясающей операторской работой и видами природы, готовы иначе взглянуть на традиционные ценности.
Не стоит смотреть, если: во всем видите русофобию, не любите неспешное повествование с резкой развязкой
Ученик, 2016, реж. Кирилл Серебренников
Школьная драма, пожалуй, от самого модного русского режиссера, Кирилла Серебренникова. А может и не драма, а вовсе - трагедия. Тут есть все темы, которые русскому человеку так болезненно отзываются: безотцовщина, поломанная психика, религия и религиозный фанатизм, проблемы школьного образования.
Картина "Ученик" не совсем кинематографична. Фильм вырос из спектакля "(М)ученик", поставленного Серебренниковым в его (уже ex) театре Гоголь-центр. Главный герой - старшеклассник, выросший без отца. Мать пестовала своего единственного сына, отдавая на его воспитание последнюю копейку - сценарий с гиперопекой и тревожностью, знакомый многим из нас. В итоге, что мы имеем? Нарцисса, взрастившего в себе комплекс бога. Как ни иронично, но именно бог становится единственным авторитетом в жизни парня, а сам герой провозглашает себя мессией в мире, погрязшем во грехе. Да, здесь мы увидим все опасности, которые таит в себе фанатичное увлечение религией: вы все говно, а я в белом пальто красивый, вам бы покаяться, ну а я бы на месте попа вам грехи не отпустил. Герой берет на себя ответственность карать грешников, эксцентрично себя ведет - что вызывает полнейший шок у матери, учителей и одноклассников.
Серебренников горько усмехается над попытками учителей старой школы вести уроки сексуального образования, над неспособностью современной школы хоть как-то повлиять на мировоззрение учеников. Единственная учительница, пытающаяся говорить с подростками на одном языке, подвергается бесконечным нападкам со стороны педагогического коллектива. Образ священника, приходящего в школу с проповедями, и вовсе комичен - главный герой язвительно пеняет ему на незнание основ Священного Писания и греховности его образа жизни.
Режиссер между строк рассуждает, что парадигма "обуты, одеты, накормлены - и ладно, скажите спасибо" - не достаточна для воспитания полноценно социализированного, здорового человека.
Мотивы: религия, фанатизм, школа, образование, воспитание, бедность, отношения отцов и детей, библейские отсылки.
Стоит смотреть, если: не боитесь правды, не устали видеть все это каждый день в реальной жизни, ваши дети - проблемные подростки.
Не стоит смотреть, если: вы весьма религиозны и ваши чувства легко задеть, буквально трактуете библейские тексты, считаете, что современных подростков просто мало пороли.
Нелюбовь, 2017, реж. Андрей Звягинцев
Одна из сильнейших картин главного наследника стиля Тарковского, режиссера Андрея Звягинцева. Фильм получил положительные отзывы от критиков на Каннском кинофестивале и был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
Семья находится на стадии развода. Мысленно супруги уже создали новые ячейки общества, дело осталось за малым - покончить с формальностями. В этой повседневной рутине, где героиня создает иллюзию красивой жизни в своем инстаграм, а её почти бывший муж много работает, есть третье, забытое всеми лицо. Это сын наших героев, школьник, не получающий внимания, воспитания, любви. Как часто в детстве вы мечтали сбежать из дома и представляли, что ваша семья сбилась с ног в поисках пропавшего ребенка? Так вот, маленький герой фильма сделал эту "мечту" явью.
Не все в России так плохо. В фильме показана самоотверженная работа благотворительной организации "Лиза-алерт", которая днями и ночами без устали ищет мальчика. В реальности на счету у "Лизы-алерт" тысячи найденных людей и безмерная благодарность родственников пропавших.
Картина показывает сине-сизую рутину зимних вечеров, промозглость и апатию человеческого существования в спальниках Москвы. За этой рутиной люди перестают быть людьми, не умеют проявлять чувства, не умеют создавать семьи и сохранять счастье в браке. Но на самом деле, каждый из героев отчаянно ищет любви и того самого счастья, пытаясь изменить внешние обстоятельства: завести новую семью. Похоже на слепых котят, тыкающихся вокруг сосков матери, чувствуя запах молока. Никто из них не видит дальше своего носа и не понимает, что изменения начинаются изнутри. Поэтому нелюбовь - то, что останется с ними вплоть до финала картины.
Даже не хотим ничего говорить про операторскую работу. Она великолепна. Это надо увидеть своими глазами, желательно на большом экране.
Мотивы: счастье и несчастье, любовь и нелюбовь, семейные ценности, отношения отцов и детей, рутина, бытовуха, поиски смысла, потеря близкого человека.
Стоит смотреть, если: ваша жизнь похожа на жизнь главных героев.
Не стоит смотреть, если: фуууу русофобский режиссер, вынес сор из избы, фууу еще с "Левиафана" ненавижу!
Дылда, 2019, реж. Кантемир Балагов
Этого режиссера принято называть надеждой русского кино. Молодой кинематографист снял всего два полнометражных фильма, но уже успел заслужить расположение критиков.
"Дылда" - на первый взгляд кино о советском времени и об ужасах войны. На самом деле режиссер показывает отчаянную попытку людей жить вопреки тому, что мир вокруг рушится или уже рухнул. Жить привычной жизнью: рожать детей, выходить замуж, строить семьи, ходить на дискотеки. Не слишком популярная точка зрения Балагова шокировала многих: у войны женское лицо.
Две подруги-зенитчицы демобилизованы с фронта в 1945 году. Конец войны даёт отмашку на возвращение к мирной жизни. Но как жить прежней жизнью, если ты уже не тот?
Ия - странная отрешенная девушка высокого роста, Маша - коренастая симпатичная и волевая. Между подругами завязывается роман (именно этот момент подарил фильму квир-номинацию на Каннском фестивале). При просмотре картины не покидает ощущение абсурдности происходящего. Нет никакого героического пафоса, сцен баталий, моря крови. Есть только два человечка, беспомощно барахтающихся в абсурдности бытия. И когда у них появляется третий, он становится чуть ли не смыслом существования обеих.
Хочется остановиться на образе Ии. Главная героиня будто нарочито отличается от всех. У неё ярко-зеленые наряды, кипельно белые волосы, несуразное телосложение, глупый телячий взгяд, и в довершении ко всему букету - странная болезнь, вроде падучей. Режиссер словно намеренно показывает её полную неприспособленность к реальному миру.
Балагов выбрал достаточно скупой круг художественных средств, от чего картина кажется несколько плоской: немногословность и безэмоциональность персонажей, много непрофессиональных актеров, камерность. Все это приводит зрителя в некий ступор, оказывает давление, будто вы под глубокой толщей воды.
Мотивы: любовь, семья, прошлое и будущее, война, женщина на войне, послевоенная жизнь, дети, доверие, одержимость.
Стоит смотреть, если: вам нравятся фильмы Балабанова и Сокурова, рассказы Чехова, вы любите камерность и ждете от кино глубокого потрясения.
Не стоит смотреть, если: любой намек на нетрадиционную ориентацию вызывает у вас судороги и пену у рта; вы привыкли смотреть полубоевики о войне с патриотическим вайбом.
Дорогие товарищи, 2020, реж. Андрей Кончаловский
Свежая картина от мэтра советского и российского кино, режиссера Андрея Кончаловского. Черно-белый фильм, основанный на реальных событиях, посвящённый расстрелу рабочих, бастовавших в Новочеркасске.
Всегда интересно наблюдать разоблачение преступлений советского строя глазами человека, жившего в ту самую эпоху, тем более бывшего коммуниста. В данном случае это взгляд через двойную призму: самого режиссера и его главной героини - завсектора горкома (если проще - важный человек в партийной системе) в исполнении Юлии Высоцкой.
Фильм приобрел неожиданную актуальность в современном политическом контексте. Ведь все митинги в советстком и постсоветском пространстве заканчиваются одинаково - жестоким подавлением силовиками и последующими репрессиями.
Картина уже сейчас претендует на каннского "Золотого льва". Предсказываем, что фильм будет высокого оценен иностранными критиками - ведь им чуть ли не впервые приотрывают тайны "счастливого" коммунистического прошлого России.
Мотивы: культ партии, социализм и его адепты, сокрытие событий в советских СМИ, сложный выбор между идеологией и близкими, вопросы совести, правда.
Стоит смотреть, если: вам интересна история родной страны, особенно советская эпоха; вы любите глубокие внутриличностные драмы; понимаете, что жизнь не делится на черное и белое.
Не стоит смотреть, если: опять эти либералы очерняют СССР. Раньше было лучше!
Какие фильмы вы хотели бы добавить в список? Авторы канала будут рады личным рекомендациям, так что не стесняйтесь :) И смотрите хорошее кино!