Доброго дня, уважаемые читатели! После победы Советской власти началась органическая перестройка Красной Армии, вошедшая в историю под названием военной реформы. Внутреннее и внешнее положение Советской страны стало более прочным. Народное хозяйство успешно восстанавливалось после кровопролитных боев. Красная Армия должна была охранять мирный труд советских людей. Однако знающих и умеющих командиров катастрофически не хватало в Армии. Поэтому была создана Высшая кавалерийская школа РККА в Ленинграде. Позже её перевели в Новочеркасск и она была широко известна как Краснознамённые кавалерийские курсы усовершенствования командного состава (КККУКС). Среди обучающихся командиров полков оказались знаменитые впоследствии советские военачальники: Рокоссовский, Г. К. Жуков, И. X. Баграмян, А. И. Еременко.
Руководил Высшей кавалерийской школой В. М. Примаков, в прошлом — командир легендарной 8-й кавалерийской дивизии Червонного казачества, дивизии, которая наводила страх на белогвардейские войска. Вскоре Примаков получил назначение на должность командира корпуса на Украине. Руководителем школы был назначен теоретик конного дела Михаил Александрович Баторский. Высшую школу преобразовали в Кавалерийские курсы усовершенствования командного состава (ККУКС), время обучения сократили до одного года. Курсанты нередко участвовали в конноспортивных соревнованиях. В их программу входили фигурная езда, конкур-иппик, владение холодным оружием, а летом гладкие скачки и стипль-чез. Во всех этих видах конного спорта неизменно участвовали Рокоссовский, Жуков, Баграмян и другие спортсмены ККУКСа.
По инициативе Баторского при ККУКСе была создана иппофизиологическая лаборатория. В 20-х годах вышло несколько работ Баторского по выездке лошадей. Более 15 лет (с 1921 года) школу возглавлял кавалерийский командир М. Баторский. За это время ККУКС окончили десятки будущих видных полководцев и командиров Великой Отечественной войны. Г. К. Жуков с теплотой отзывался о преподавателе: «Летом 1925 года мы были заняты главным образом полевой тактической подготовкой, которая проходила под непосредственным руководством начальника курсов Михаила Александровича Баторского. Очень много знаний и опыта передал он нам. Приходится с болью в душе сожалеть, что и его не миновала тяжелая судьба. В 1937 году он был оклеветан и трагически погиб».
Система обучения лошади и всадника, которая досталась от старой русской армии, была довольно сложной и долгой. М. Баторский тщательно проанализировал системы подготовки и выездки Д. Филлиса и Ф. Каприлли и предложил использовать лучшее из них, создать новую, отвечающую требованиям того времени и доступную в советской кавалерии. Еще в 1923 году военно-научное общество Высшей кавалерийской школы РККА издает пособие М. Баторского “Мысли о методике езды и выездки”. В этой книге автор раскрыл основные принципы системы Ф. Каприлли и системы Д. Филлиса и объединил их. Обучение всадника и лошади по методике итальянской школы позволило многим конникам, в том числе и русским, добиваться заметных успехов в соревнованиях по преодолению препятствий. Но так как в итальянской системе не уделялось должного внимания тонкой выездке, формирования и необходимого послушания лошади, то она не нашла широкого распространения в России, где уже получила признание система Д. Филлиса.
Рассмотрим некоторые принципы работы лошади по итальянской системе:
1. Выездка должна базироваться на естественном равновесии лошади, не допуская искусственного. Всадник неизменно должен следовать движением корпуса и рук за равновесием лошади. Доминирующее значение в деле выездки лошади играют ее рот и поясница. Необходимость взаимного понимания всадника и лошади. Перенос центра тяжести на перед, с целью облегчения зада и поясницы лошади.
2. Основа работы — это индивидуальная система подготовки с каждым всадником и лошадью в отдельности.
3. Отрицание в массе работы на мундштуке как обязательной, эта работа для лучших ездоков и наиболее «трудных» лошадей.
4. Основную часть езды проводить в поле, используя минимальную работу в манеже.
5. Отсутствие боковых движений и сбора при работе с лошадью.
6. Мягкость рта достигается осаживанием. Этим же укрепляются поясничные мускулы. Гибкость развивается частыми поворотами, переменами направлений с преодолением небольших препятствий.
7. Напрыгивание служит не только для развития прыжковых способностей, но и для гимнастики и гибкости (“баскюль”).
8. Четкая последовательность в обучении лошади и всадника. Учение путем показа: с молодым всадником ездил опытный на выезженной лошади и обучал его своим показом.
9. Большое внимание уделялось выработке ритмичности в движениях лошади.
10. Работа была построена на учете памяти лошади.
Основные принципы системы по Д.Филлису были следующие:
1. Выезжать лошадь может только тот всадник, который уже в совершенстве овладел конем, а все свои движения, освоив их ранее, производит механически.
2. Большая последовательность в работе по выездке, переход от просто к сложному, успокаивание лошади, действие лаской. Приучение к голосу человека. Принцип индивидуальной подготовки, а не подражательной.
3. Выездка всех лошадей на мундштуке, а не на уздечке, исходя из тех соображений, что с мундштуком можно добиться реальных результатов в более короткий срок:
4. кроме того, некоторые породы лошадей (степняки и полукровки) труднее поддаются выездке на уздечке.
5. Работа “в руках”, как преддверие к работе на коне;
6. Боковые движения, как средство достижения гибкости и поворотливости лошади.
7. Работа лошади на сокращенной рыси с активным подведением зада, как облегчающая лошади сохранение равновесия.
8. Необходимость манежа как средства подготовительного, без чего выезд в поле ничего не дает. Сначала надо поставить лошадь на аллюры, достигнуть определенной гибкости и повиновения всаднику, а потом говорить о ее работе в поле.
9. Выработка ритмичности в движениях и аллюрах: достижение выработки контакта всадника и лошади и сохранения равновесия при всех движениях.
10. Посадка всадника не должна обременять ни перед, ни зад лошади.
11. Обучение лошади должно в конечном итоге дать развитие мускулатуры и органов дыхания, также гибкости и совкости.
Анализируя обе системы, М. Баторский замечает расхождение в понимании сохранения равновесия у лошади, использования мундштука в основах обучения, в подходе к работе в манеже, в принципах посадки всадника, в работе по напрыгиванию. М. Баторский согласен с Каприлли о наличии у лошади природного равновесия, к которому следует приноровиться, но не отрицает и систему Филлиса, работая по которой у молодой лошади развивается гибкость. В отношении воспитания лошади Баторский отмечает положительные стороны той и другой системы, считая возможным их соединить воедино, то есть начать с системы, практикуемой в Италии (движение за старой лошадью), а потом уже перейти к индивидуальной работе. Таким образом, первоначально лошадь приучается к механическому, зрительному запоминанию и рефлекторному исполнению, а потом переходит к подчинению воле всадника.
Автором книги были внимательно и серьезно рассмотрены и другие принципиальные вопросы выездки, посадки и напрыгивания. Причем в отношении напрыгивания М.Баторский безоговорочно принимает систему Каприлли, которую предлагает взять за основу. Автор, сам прекрасный спортсмен и конник, на основе своего опыта четко разграничил этапы обучения всадника. На приобретение баланса и развития шлюса, формирования навыков управления лошадью на рыси требуется не менее трех с половиной месяцев (около ста практических занятий). Только после этого приступают к обучению езде галопом. Хотелось бы, чтобы и современные тренеры помнили о необходимом количестве занятий по совершенствованию посадки. М. Баторский наряду с подготовкой к различным видам состязаний особое внимание уделяет выездке, основные принципы которой остаются актуальными и по сей день.
Вот основные положения, на которых автор заостряет внимание:
1. Важно суметь подойти к лошади, найти ее слабые стороны, покорить своим отношением ее волю, приобрести доверие животного.
2. Работа на корде, преследующая цель приучить лошадь к правильному движению на шагу, рыси, а затем и на галопе, должна проводиться при ровном и спокойном ее натяжении, а не грубым дерганием.
3. Если первый месяц является этапом преимущественной работы на корде, второй—этап работы в руках, то начиная с третьего месяца работа в основном ведется под седлом, сохраняя в то же время и работу “в руках”.
4. Наряду с обычным трензелем, а затем и мундштуком в качестве вспомогательного средства может служить оголовье с двумя трензелями, что позволяет быстро добиться “отжевывания” лошадью, которое мало достижимо на одной уздечке.
5. Работа на прямые и боковые сгибания является одним из главных элементов первоначальной выездки и ей необходимо уделять должное внимание.
6. Только после освоения лошадью всех простых элементов выездки, на что уходит не менее года обучения, можно приступать к более сложным упражнениям.
М. Баторский всегда поощрял творческую инициативу преподавателей и курсантов, их спортивные устремления, и не случайно имена многих из них, например, С. Бовкуна, Г. Турика, И. Дулинца и других, встречаются в числе победителей Всеармейских соревнований, начало которым было положено в 1925 году, а позднее и Чемпионатов страны по конному спорту. И, наконец, совершенно закономерно, что один из выпускников этих высших курсов Григорий Терентьевич Анастасьев стал не только отличным спортсменом, но и вырос впоследствии в выдающегося тренера, неоднократно приводя своих питомцев к Олимпийским вершинам.
Благодарю за прочтение и предлагаю вашему вниманию замечательный видеоролик «Методы работы в руках»:
Часть 1 Часть 3 Часть 4 Часть 5