Найти тему

Что такое презумпция виновности арабов

Подозрительность — нехорошее чувство. Вроде бы не сделал тебе человек ничего плохого, а ты все равно ждешь от него какой-то пакости, и это знание отравляет все твое существование... Именно так и выглядят сейчас отношения между евреями и арабами в Израиле: для последних здесь не существует презумпции невиновности — если ты араб, то здесь у тебя всегда есть шансы стать террористом.

Почему так произошло? После образования Израиля, палестинцы, которые раньше проживали на этих землях оказались разделены: часть из них получила израильское гражданство, другие же остались жить на изолированных территориях, часто не имея возможности выехать оттуда. Все это не добавило им любви к евреям, чем воспользовались террористические группировки, начав вербовать среди израильских арабов своих сторонников. Так Израиль внутри страны получил компактно проживающую группу потенциальных смертников, готовых совершить теракт, чтобы унести с собой как можно больше жизней.

Сейчас, приезжая в Израиль и спускаясь на выход из аэропорта Бен Гурион, сразу чувствуешь разлитую в воздухе настороженность: в цепких взглядах охранников, звенящих рамках металлодетекторов, вопросах офицеров, проверяющих документы. Подозрительность везде и во всем — в таком состоянии год за годом живут здесь израильтяне, давно привыкнув к повышенным мерам безопасности, которые окружают их на транспорте, в торговых центрах, школах и на улице.

Так было не всегда: я еще помню время, как в конце 90-х годов мы, приехавшие в Израиль репатрианты из России, ездили за покупками на территорию Палестинской автономии, образованную после подписания мирных соглашений в Осло и прекращения первого вооруженного восстания палестинцев (Интифады). Продукты на их территориях были гораздо дешевле, чем в Израиле, нисколько не уступая им в качестве. В магазинах продавалось все, включая ненавистную арабам Кока-Колу, логотип которой почему-то оскорблял их религиозные чувства. Наши отношения с палестинцами в то время были настороженными, но терпимыми.

С приходом второй Интифады Аль-Аксы, ситуация в корне изменилась. Мне рассказывали о случае, который сопутствовал ее началу. Два джипа, в одном из которых находились израильские солдаты, а в другом палестинские — несли совместную службу по патрулированию спорных территорий. Когда их 12-и часовой рейд подходил к концу, палестинцы жестоко расправились со своими «коллегами». Все это время они вместе ели, пили, разговаривали, но не оказалось ни одной причины, которая бы остановила их от убийства.

Такие истории постоянно окружают тебя, когда ты живешь в Израиле: становясь частью израильского общества, человек постепенно наполняется фобиями по отношению к арабам.

Есть ли непосредственно их вина в этом? Не уверен. Скорее они стали заложниками противостояния двух цивилизаций, которое началось с возникновением еврейского государства в 1948 году. Часто в арабские семьи, проживающие на палестинской территории, приходят местные террористы с предложением обменять старшего из детей на крупную сумму денег. А спустя некоторое время он становится воином за веру, совершая в Израиле очередной теракт.

В армии я разговаривал по долгу службы с одним из таких террористов, которого поймали еще до того, как он смог унести с собой на тот свет часть неверных. В нем я не почувствовал особой ненависти к евреям: скорее всего, это была обреченность ребенка, которого отец продал в смертники, чтобы обеспечить сносное существование его многочисленным братьям и сестрам.

Как можно в такой ситуации преодолеть подозрительность, которая постоянно окружает тебя в Израиле, делая арабов и евреев непримиримыми врагами в глазах друг друга?

Вероятно, пока не настало для этого подходящего времени: независимо от нашего желания атмосфера ненависти будет насаждаться в обществе с обеих сторон для разжигания противостояния между евреями и арабами.

Оглавление:
Почему в Израиле одиноки мужчины, а не женщины. Как уживаются представители ЛГБТ и ортодоксальные евреи в Израиле?

Остался ли престиж службы в израильской армии?

Существует ли бытовой антисемитизм в России сейчас?

Раствориться или интегрироваться: можно ли починить «плавильный котел» в Израиле?

Почему репатрианты и молодые израильтяне уезжают из страны?

Почему вы теряете детей, выросших в Израиле.
Собирательный портрет автора.