Найти тему
Центр Справедливости

Почему в России такие цены на продукты и как с этим бороться

В феврале в России ожидается пиковый рост цен на продукты,обрадовали на днях аналитики. Инфляция начала разгон еще с осени прошлого года, а приземлять цены российские власти не спешат. Хотя могут. По примеру своих зарубежных коллег.

Продовольственная инфляция в прошлом году составила 7,9%, по данным Росстата. В декабре правительство ограничило цены на растительное масло и сахар. В январе в отрыв ушли уже другие продукты: огурцы подорожали почти на 10%, картофель − на 8,4%, макароны − на 6,6%.

И это только официальная инфляция, которая на деле всегда ниже реальной. Но от дальнейшего регулирования цен правительственные чиновники пока воздерживаются. Хотя инструменты для этого есть.

Еще год назад депутаты Госдумы от «Справедливой России» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым внесли законопроект об ограничении торговых надбавок на основные продукты питания. Цена в магазине не может превышать цену производителя больше чем на 50%, а цену оптового поставщика больше чем на 20%.

Такие ограничения, согласно законопроекту, могут вводить региональные власти.До этого справороссы предлагали более жесткий закон − в принципе ограничить розничную наценку на продукты первой необходимости 15 процентами. Ни одно предложение не нашло поддержки в Госдуме и правительстве.У многих российских чиновников сама идея госрегулирования цен вызывает протест (хотя наверняка меньший, чем у граждан, которые покупают по этим ценам).

Против ограничений, по понятным причинам, выступают и представители торговых сетей. Они тут же начинают грозить дефицитом, вспоминая советские магазины с пустыми прилавками.

Но пример СССР − далеко не единственный. Ведь и сегодня большинство развитых стран, где, казалось бы, всем заправляет рынок, не отпускают продуктовые цены в свободное плавание. А регулируют их подчас жесткими и директивными методами. Например, в Евросоюзе максимальная торговая надбавка на продовольственные товары ограничена 15-25% (в реальности она очень редко достигает этого потолка).

Дополнительно в каждой стране ЕС действуют свои механизмы сдерживания. Во Франции жесткое госрегулирование цен применялось начиная с послевоенного времени и до 1987-го, за этот период власти несколько раз прибегали к прямой блокировке цен. И сейчас правительство имеет право ограничивать цены при чрезмерном повышении. В целом 20% всех цен регулирует государство, только 80% отданы на откуп рынку.

В этом французы переплюнули коммунистический Китай, где 97% цен на товары и услуги устанавливаются рынком. В последние годы власти КНР намеревались полностью отменить госрегулирование, но ударил ковид, и в январе 2020-го здесь ввели режим фиксации цен на ряд товаров, включая основные продукты питания.

В Греции государство устанавливает максимальный уровень цен на базовые продукты и безалкогольные напитки отдельно для оптовиков и для розницы. В Японии парламент и правительство регулируют цены на рис, пшеницу, мясную и молочную продукцию. В Швеции цены на продовольственные товары (молоко, мясо, яйца и пр.) устанавливаются ежегодно в ходе переговоров между правительством, производителями и потребительскими объединениями.

Правительство Австрии может на срок до 6 месяцев фиксировать цены на любой товар или услугу в случае завышения. Кроме того, здесь ограничены торговые наценки на некоторые импортные продукты, включая фрукты и овощи.

В Швейцарии цены на большую часть сельхозпродукции регулируются законодательно. Отметим, что в большинстве стран ЕС любое повышение цен на товары повседневного спроса бизнес обязан заранее обсуждать с представителями властей и потребителей.

Так что в вопросах продуктовых цен западные капиталисты не так уж привержены свободному рынку, как рассказывают некоторые эксперты. При этом ограничения наценок в большинстве случаев сопровождаются госсубсидиями. Конечно же, не «страдающим» торговым сетям, а сельхозпроизводителям, мелким и средним фермерам.

Опыт ближайших соседей также доказывает, что госрегулирование не приводит к концу света. В Казахстане с сентября торговую надбавку на социально значимые продукты ограничили 15%, как и предлагали депутаты «Справедливой России».

В Украине такая практика применялась на протяжении 20 лет до 2017 года, к ней вернулись в 2020-м. В России на фоне пандемии и растущей инфляции не спешат ограничивать аппетиты розницы. Госрегулирование активно обсуждалось, но ни разу не применялось даже в кризисы 2008-го и 2014 года.

Лоббизм торговых сетей пока что пересиливает нужды граждан, а надуманной угрозы продуктового дефицита чиновники, похоже, боятся больше, чем обнищания населения.