В предыдущих частях про стрит арт я рассказала о надписях, сохранившихся на стенах Помпеи, о том, как человек вписал свое имя в историю ледорубом, краской и ножичком, о носатой рожице Килроя, которую солдаты рисовали всем, что под руку попадалось, даже обычным мелом. И ВСЕ ЭТО ГРАФФИТИ.
Давайте разберемся.
Википедия дает такое определение:
«Граффи́ти (мн. ч. , в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то ; от итал. graffito , множ. graffiti ) — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков»
Сейчас действительно принято называть граффити любой вид уличного искусства и раскрашивания стен, будь то картина во всю стену дома или корявая надпись в стиле «тут был Вася». Однако все не так просто. Практически все яркие картины, непонятные надписи и тэги, которые мы видим на улицах, раньше называли специальным термином «дипинти», то есть «нарисованное краской», а вот разного вида царапанье и шкрябанье уже называли «граффити».
Со временем решили не заморачиваться и итальянский «специальный термин» тихо канул в Лету. Если он и употребляется сейчас, то в каких-то неведомых узких кругах, а мы ВСЕ уличные художества называем «граффити». Хотя, кого ни спроси, всякий скажет, что граффити — это нарисованная краской картинка на стене.
Но это вовсе не значит, что люди перестали царапать стены! Наоборот! Они накинулись на них с новой силой и даже придумали еще одно НОВОЕ название, выделив целое направление, стиль граффити — scratching (scrabbing) и на этот раз название прижилось.
Название никак не переводится и звучит как скрэтчинг, хотя я бы назвала его «шкрябинг», ведь эти резчики шкрябают стены. И не только стены. Вы наверняка видели странные надписи и тэги на окнах в электричках и в вагонах метро. Не представляю, как у людей, которые выцарапывают свой ник на стекле не сводит зубы, у них должна быть сильная выдержка. Или дорогой алмаз.
Некоторые райтеры — так себя называют граффити-художники — не особо уважают этот стиль, потому что это откровенная порча поверхности, а вот другие, как раз те самые резчики по стенам, наоборот, превратили эту порчу и разрушение в искусство и способ привлечь внимание.
Так поступил Vhils ( Alexandre Farto ) — один из самых известных уличных художников (если его можно так назвать), который работает в стиле скрэтчинга, то бишь шкрябанья. Он создает потрясающие работы, вооружившись… ПЕРФОРАТОРОМ и ВЗРЫВЧАТКОЙ. А ещё Vhils использует зубило, молоток, долото и кислоту. С их помощью он снимает слой штукатурки и вырезает узор, а затем покрывает его аэрозольной краской. Александр сравнивает свою работу с археологическими раскопками.
Как сказал когда-то Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее». Похоже, Vhils то же самое делает со стеной.
Молодой португальский художник прославился в 2008-м году, когда на фестивале в Лондоне выполнил фреску-портрет рядом с работой Бэнкси, и она попала на первую полосу газеты The Times . Кстати, в Лондоне он оказался не случайно, а по приглашению самого Бэнкси.
Vhils создает только портреты. Он изображает и известных людей — политиков, певцов, актеров, писателей, музыкантов, — и простых людей, которых встречает на улицах.
Его работы есть во всем мире, в том числе, и в Москве. В 2009-м году он создал на здании бывшего общежития фабрики «Московский шелк» портрет немецкого писателя и художника Германа Гессе. В 2013-м году его «выставляли» как один из арт-объектов фестиваля «Лучший город земли», а теперь… он стал никому не нужен.
Здание закрыли строительной сеткой, и готовят к сносу, чтобы построить здесь очередной отель. На все протесты отвечают, что, мол, «работа Vhils не является объектом охраны», а само общежитие, построенное, между прочим, в 1907-м году, до сих пор почему-то не признали объектом культурного наследия. Начало работ по сносу назначено на март 2021 года. Здорово, правда?
У нас, в Москве, есть ещё одна работа Александра Фарто: в 2018-м году на территории «Хлебзавода» он выполнил портрет Владимира Маяковского. Это был год 125-летия со дня рождения поэта.
Написав это, я мысленно ахнула, потому что вдруг сообразила, что видела этот портрет в 2019-м году! Мы тогда с подругой отправились на фотопрогулку, устроенную школой OPEN FOTO на территории «Хлебзавода».
Поднявшись на пожарную лестницу одного из зданий, я увидела, как на меня смотрят чьи-то серьезные глаза (полностью лица видно не было).
Мало того, что я стояла на большой высоте, так еще и от взгляда этого сурового дядьки мне было очень не по себе. Глаза показались мне очень знакомыми, и с мыслью «быть этого не может » я потопала вниз по лестнице. Сказав подруге «НАМ ТУДА», я потащила ее к портрету.
«Ну да! Это он и есть, с ума сойти! Здравствуйте, Владимир Владимирович!»
Всякие рисунки, надписи — это я могла понять, и вдруг — Маяковский. Вот так встреча.
Работа мне очень понравилась! Хотя в тот момент я понятия не имела, кто такой Vhils. Я просто долго ходила вокруг, то и дело восклицая: «Ух ты!», «Вот это да!», «Только посмотри, он рельефный! Его продолбали в стене!»
Это длилось настолько долго, что подруга начала вздыхать: «Может, уже пойдем дальше, а?»
Вот так состоялась моя встреча со стилем scratching , то бишь шкрябаньем.
#scratching #graffiti #streetart #маяковский #владимир маяковский #герман гессе