Найти в Дзене
Магазин 4х4

Поездка на Азяш-Уфимский железоделательный завод

Году так в 2012-м появилась у меня книга «33 марштура выходного дня», с тех пор было интересно посетить некоторые из описанных мест. Азяш-Уфимский железоделательный завод, расположенный в верховьях реки Уфа, – одно из таких. Он был одним из тридцати с лишним заводов, уничтоженных во время Пугачевского бунта в 1774 году, одним из трех, которые не стали восстанавливать, и сохранившимся больше остальных.

Никого знакомых на проходимых машинах у меня не было, так что идея так и висела до 2015 года, когда у меня появились права и машина – Шеви-Нива. Первый раз мы с товарищем попробовали туда проехать при пробеге автомобиля 900 км, но, не умея ездить по грязи и пользоваться раздаткой (понижайку-то я включил, а что точно так же, как на повышенной, надо переключать передачи, не додумался – так и ехал на первой пониженной), доехали мы только до первой грязи. Чуть попробовали по ней проехать, но решили повременить с подобными испытаниями.

Зимой вывели сапуны, установили защиту, обкатали автомобиль и летом поехали снова. Уже втроем, но также на одной машине. С собой были джек с приспособами для подъема за фаркоп и колесо, ручная лебедка; машина же – сток. Благо, что в этой комплектации с завода стояла резина АТ.

По красивому позднеиюньскому лесу мы проехали и первую грязь, и не очень простую (особенно для первого такого выезда) дорогу до деревни Куватал, и уже поехали непосредственно к заводу, где дорога стала похуже.

-2

Навигатора не было, так что просто выбирали самую наезженную дорогу. Первый раз мы застряли, когда я переоценил клиренс автомобиля и поехал по колее. Сели на днище и стали беспомощно крутить колесами в воздухе – вот и пришел черед испытать способ доставания авто из колеи. Подняли джеком за фаркоп, чтобы колеса вывесились над колеей, и столкнули с домкрата машину в сторону. Задние колеса оказались не в колее, сдали назад и поехали уже вразрез колее.

-3

-4

В следующий раз застряли аналогичным образом, но решили попробовать ручную лебедку, чтобы вытащиться назад. Ох и намучались мы с ней! Только натянулся трос и машина начала сдвигаться – осталось немного свободного троса. Суммарная длина всех тросов небольшая – не за каждое дерево зацепишься. А еще стопор барабана сам заходил в зубья не полностью, и приходилось каждый раз засовывать его туда при помощи железного прутика. Было даже не до фото, хотя жаль!

Потом, проехав-таки леса, мы выехали на открытую поляну – здесь раньше была деревня Шигир. Здесь же открылся вид на Шигирские сопки – они же Дунькины горы (их как раз две, и высота у них близкая).

-5

-6

Проехав чуть дальше – приехали наконец к табличке «Азяш-Уфимский железоделательный завод. Памятник истории и культуры» и пошли смотреть его развалины. По пути увидели отметку, оставленную медведем. В воде просматривалась клеть из лиственницы – бывший фундамент. По всей видимости, до того, как ниже по течению Уфы сделали Долгобродское водохранилище, клеть была не в воде.

-7

-8

-9

Подойдя ближе к реке, мы увидели, что на том берегу тоже просматривается табличка. Как раз там должны быть остатки печей и железный брус, торчащий над водой. Пошли смотреть, где бы пройти через реку (уже пешком, конечно же, т.к. и шноркеля не было, и дорог к реке не было видно). Оказалось, что рек две – Шигир мы перешли по какой-то валежине, а вот, где перейти Уфу, видно не было. Чуть походили и заметили двух рыбачивших ребят в лодке. Подошли поближе, поздоровались, оказалось, что один из них – знакомый с нашего города! Ребята перевезли нас на тот берег, где мы посмотрели остатки печей – они сложены из больших, но не высоких, кирпичей, и железный брус – в сечении примерно квадрат со стороной сантиметров 25, – нависающий над водой.

-10

-11

-12

-13

Потом попили с ребятами свежезаваренный чай с растущей здесь же смородиной. Они были удивлены, что мы вообще сюда проехали, а еще и на стоковом Шевике и в одну машину; сами же они были на квадроцикле (но с той стороны реки и дорога похуже!). Обсудили и мой топор, переделанный из магазинного, новый знакомый показал складную ножовку, сделанную из двуручной дружбы, и рассказал, как можно при помощи бревна поднять колесо машины – весьма полезное знание, если вдруг больше под рукой ничего не окажется!

Потом нас перевезли обратно на другой берег, и мы поехали домой.

-14

Вообще, чем меньше клиренс и чем глаже резина, тем больше приходится выбирать дорогу. В одном месте нам приходилось проезжать очень близко от березы, т.к. был небольшой наклон от нее, и, не прижавшись, мы бы здорово засели в грязь. По крайней мере, так казалось. Из-за наклона дороги еще и проезжали, пусть и не быстро, но ходом. Когда ехали туда, береза была с моей стороны, а обратно – уже со стороны товарища. Он, по его уже нетрезвому мнению, хотел сделать доброе дело – сложить зеркало, и высунул руку в окно, уже начав это делать. Я же, испугавшись, что ему за этим делом может раздробить руку, крикнул: «Убери руку!», но совершил ошибку: вместо того, чтобы продолжать смотреть на дорогу и следить за березой, посмотрел, что там, собственно, с зеркалом и рукой товарища. Тут я и увидел, как зеркало залетает в салон и повисает на проводе. Мы вышли и осмотрели березу: небольшая царапина была как раз на уровне зеркала – не страшно. Потом я увидел небольшой кусочек содранной коры сантиметров на двадцать ниже. «От чего это, интересно, может быть?», - подумал я и посмотрел на машину. Оказалось, след на березе – от дверных ручек, а сами ручки углубились в двери, неплохо их замяв. Ничего не поделаешь! Благо, что зеркало было оторвано не с моей стороны – можно ехать, почти не потеряв в обзоре!

Прошлые засадные места уже объезжали, но застряли в другом, уже ближе к Куваталу. Пробовал выехать, но не отследил, что открыта задняя дверь, и хорошенько ее забрызгал из лужи. А еще загорелась лампочка «Check Engine». Видимо, перегазовал. В итоге, снова подняли зад машины домкратом и перебросили из колеи. Двигатель работал исправно.

-15

До дома добрались без дополнительных приключений, на стоянку я поставил машину уже потемну.

-16

Забавно, что незадолго до того, как я шаркнул березу, я успел то ли увериться, то ли даже ребятам сказать, что съездили мы классно. Тогда показалось, что уже известные препятствия покорятся без труда. Как говорится, «не говори гоп»!

По результатам поездки стало понятно, что нужны траки, лебедка и увеличение клиренса. Блокировки еще можно. Первыми двумя я со временем обзавелся, а вот до установки блокировок и увеличения клиренса пока не дошло. Чтобы машина вела себя на дороге, как я уже привык, блокировки я хочу поставить пневматические. А увеличивать клиренс хочу бортовыми редукторами. Но это – так, когда-нибудь, возможно!

Всем интересных дорог!

(с) Георгий Бобов https://vk.com/id434659113 для Конкурса Отчетов магазина 4X4TUN.RU