Всем привет.
В этой публикации я вам расскажу о трамвайном вагоне ЛМ-68М, который был выпущен на ПТМЗ в количестве более 2000 экземпляров. По точным данным было выпущено 2122 вагона данной модели.
ЛМ-68М - советский четырехосный трамвайный вагон, выпускавшихся Ленинградским трамвайно-механическим заводом с 1973 по 1988 год.
Является дальнейшим развитием модели ЛМ-68.
Трамвайные вагоны эксплуатировались в Санкт-Петербурге, Архангельске, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Темиртау, Череповце.
Эксплуатация ЛМ-68м показала низкий запас прочности у рамы и каркаса кузова.
У некоторых вагонов после нескольких лет эксплуатации наблюдались отклонения от геометрии кузова в районе передней и задней площадок.
В декабре 1972 года было выдано техническое задание на разработку модернизированного вагона ЛМ-68М.
В 1973 году под руководством Кулакова был построен опытный вагон.
Конструкция кузова была значительно упрощена за счет ликвидации выступающих частей на лобовых оконечностях передней и задней площадок и в районе средней двери, было ликвидировано крышевое остекление, увеличена высота боковых стёкол и изменён угол их наклона.
Опытный вагон в 1973 году поступил в трамвайный парк имени Смирнова.
В 1974 было построено ещё 7 вагонов данной модели.
В августе 1975 года межведомственная комиссия рекомендовала данный трамвай к серийному производству, и оно было начато в том же году.
В 1988 году производство данных трамваев было прекращено в связи с серийным выпуском сочлененных вагонов ЛВС-86.
Всего было выпущено 2108 односторонних вагонов данной модели.
Из них 15 единиц было поставлено в Архангельск, 13 в Темиртау, и по 3 вагона в города Горький и Череповец.
На базе данного вагона было выпущено большое количество различных вагонов специального назначения: рельсошлифовальные, вагоны-вышки контактной сети, песковозы и другие.
С 1993 по 2002 год на заводе производился капитальный ремонт вагонов.
В результате капитального ремонта оборудования вносилось из-под пола в шкаф в салоне.
Ряд вагонов был переделан под хозяйственные нужды.
В частности большое количество это грузовые самоходные вагоны (ГСВ). Часть из них оборудованы краном.
С мая 2012 года силами ГорЭлектроТранса производилась модернизация вагонов, которые получали индекс ЛМ-68М2.
В сентябре 2017 года отстранены от работы с пассажирами последние оригинальные вагоны.
Некоторые вагоны имеют модификацию.
ЛМ-68М "У".
Это односторонний учебные вагон, построенный таким изначально на заводе.
Отличие от обычного линейного вагона следующее:
- Установлена дополнительная сиденье и контролёр для инструктора, позади обычного места водителя;
- Стена кабины перенесена к второй двери;
- Частично вынесено в салон электрооборудование;
- Изменена схема окраски.
Учебный вагон с бортовым номером 1740 прошел модернизацию модернизацию по проектуЛМ-68М2, теперь является пассажирским.
Вагон с номером 5710 прошел модернизацию с установкой асинхронного тягового привода.
Вагон с бортовым номером 3700 в ходе технического ремонта был окрашен по схеме зелёный слон, оборудован электронными маршрутоуказателями.
71-88.
Это двухкабинная версия ЛМ-68М.
С 1988 по 1992 год было построено 13 таких вагонов.
Вагоны получили вторую кабину в задней части.
С обеих сторон по две двери, на крыше установлена два пантографа, часть электрооборудования расположено в салоне в шкафу за одной из кабин водителя.
В ноябре 2015 года был проведён капитальный ремонт вагонов.
В ходе капитального ремонта было полностью изменены кабины водителей, их маски, двери, поручни, напольное покрытие, освещение, сидения, добавились маршрутоуказатели, система автоинформатора.
16 марта 2016 года вагон номер 3609 вышел на маршрут номер 40.
До этого вагоны 71-88 эксплуатировались в пассажирском движении только при ремонте путей в Приморском районе по маршруту Байконурская улица-улица Шаврова на проспекте Науки в 2001 году, на Васильевском острове 2005-2006 годах.
Вагоны эксплуатируются в трамвайном парке номер 3 (3609-3614).
Вагон 2125 является музейным.
ЛМ-68М2.
С мая 2012 года производится глубокая модернизация вагонов ЛМ-68М2 силами ГЭТ.
Первым был модернизирован вагон номер 7577.
Модернизация включает замену кузова, электрооборудования и салона. Вагон получает асинхронный тяговый двигатель, вклеенные стёкла, низкопольную площадку в задней части и электронные маршрутоуказатели.
При модернизации использовались два варианта масок и окраски, один из которых имитировал внешний вид вагона ЛМ-57.
ЛМ-68М3.
Это двусторонняя версия вагона ЛМ-68М2 с новым дизайном.
Низкопольная площадка перенесена в центр вагона.
Вагон имеет 3 двери справа и 2 двери слева.
Предназначены для работы в системе многих единиц в челночном виде.
Вагоны модернизированная на ОЭРВЗ.
Первые два вагона с номерами 5426 5440 пришли с двумя дверями с обеих сторон.
Позже, по требованию заказчика, в трамвайном парке № 1 им была вырезана третья дверь по правому борту.