Сегодня хочу рассказать вам об одном модном женском аксессуаре из прошлого – мантилье. Этот предмет гардероба даже увековечил "наше все" - – Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве. В стихотворении «Ночной зефир» герой просит молодую испанку скинуть мантилью. Мантилья – это кружевная накидка, которая являлась частью национального испанского костюма.
Историки считают, что этот аксессуар имеет мавританское происхождение. По мусульманским обычаям женщины-мавританки прятались от посторонних глаз под покрывало. Этот обычай переняли и испанки, жившие с ними после арабского завоевания Андалусии бок о бок.
В северных районах Испании мантильи изготовлялись из шерстяной ткани, так как она служила еще и верхней одеждой. А на юге использовали более легкие ткани. И она носила более декоративный характер. Мастерицы старались вышить ее оригинальными узорами, украсить бисером, шелком, бархатом. В 17 веке в моду вошли кружевные матильи-накидки. Они появились в гардеробе некоторых щегольски одетых дам из простонародья. Их называли махами.
Темпераментные, гордые, независимые махи стали символом испанской женщины. Они принципиально носили испанские национальные наряды. Романтический ореол вокруг свободного образа жизни этих женщин породил соответствующую моду в высших кругах. Мантилья стала пользоваться большой популярностью у аристократок. Накинутая на голову и плечи красавицы, она окутывала ее фигуру, ниспадая почти до пола и создавая ореол загадочности и неприступности. Обычно ее надевали поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу, причем строго посередине головы. Он не должен был смещаться ни влево, ни вправо. Изготавливали его первоначально из слоновой кости и черепашьих панцирей. Современные изготавливаются из пластмассы. Высота гребня - 20см.,но она варьировалась в зависимости от роста женщины. Укреплялись с помощью узла, лент, причем надо было правильно накинуть на него мантилью.
Пейнеты всегда были предметом гордости, их берегли, передавали по наследству дочерям и невесткам. Соблюдались правила и при ношении мантильи. Так, замужним полагалось носить мантильи черного цвета, а остальным - белые. Помимо цвета соблюдалась и длина ношения. Она ни в коем случае не должна быть длиннее юбки. Чтобы закрепить мантилью, нужно было наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот.. Все это придавало женскому образу неповторимость, осанке величавость, а взгляду тайну. Не зря она стала любимым аксессуаром королевы Изабеллы II .
Эту моду быстро подхватил весь двор, а затем она распространилась и в страны Европы, став символом элегантности. Испания в то время была законодательницей мод.
Для мантильи использовали нежнейшие черные кружева, называемые шантильи, которые производили во Франции. Они плелись из шелка и представляли собой тончайшую сетку, на которой располагались изящные цветочные узоры.
Однако, к концу 19 - началу 20 века мантилья перестает быть предметом ежедневного употребления. Сохраняются лишь маленькие, которые женщины должны были надевать в церковь. Ну а роскошные длинные остались для особых поводов-для национальных и религиозных празднеств.
Грех прятать такую красоту в бабушкином сундуке! И сейчас ей полное забвение не грозит. В Испании к ней относятся с большим почтением. Она стала атрибутом одежды на свадьбах, процессиях во время Святой пасхальной недели, таинства крещения и др. торжественных праздниках. Кроме того, она стала частью делового протокола для членов королевской семьи Испании. Модельеры всего мира используют ее в свадебной моде.