Найти тему

Важные особенности тональностей.

  1. В любой тональности звукоряд (гамма) начинается с той ноты, в честь которой она названа. Например, если тональность E-minor , значит ее звукоряд (гамма) начинает с ноты E .
  2. Также эти начальные ноты называются «тоникой» и они же являются первой ступенью . Т.е. от них и считаются остальные ступени. Например, для тональности E-minor 1 ступенью является нота E , 2 ступенью — нота F# и т.д.
Пример распределения ступеней в тональности E-minor (Ми-минор).
Пример распределения ступеней в тональности E-minor (Ми-минор).

3. Все мажорные тональности имеют одинаковую последовательность тонов и полутонов, которые выстраиваются от 1 ступени тональности.

у тональностей имеется 2 главные особенности.
у тональностей имеется 2 главные особенности.

4. Все минорные тональности имеют одинаковую последовательность тонов и полутонов, которые выстраиваются от 1 ступени тональности.

5. Полутон — самое маленькое расстояние между звуками. Тон — это расстояние в два полутона.

Расстояния в полутон выделены нотами черного цвета.
Расстояния в полутон выделены нотами черного цвета.
Расстояния в тон выделены нотами черного цвета.
Расстояния в тон выделены нотами черного цвета.

5. В разных тональностях разное количество знаков. Необходимость сохранять одинаковую последовательность тонов и полутонов, заставляет использовать разное количество знаков в звукоряде (гамме).

Наличие черных клавиш в составе некоторых тональностей дают знаки
Наличие черных клавиш в составе некоторых тональностей дают знаки

6. Ощущение мажорности либо минорности нам придает расстояние от 1 до 3 ступени .

Черным цветов выделены 1 и 3 ступени в тональностях.
Черным цветов выделены 1 и 3 ступени в тональностях.

Если от 1 до 3 ступени — 3 полутона , то всю тональность мы воспринимаем минорно , если от 1 до 3 ступени 4 полутона , то тональность воспринимается мажорно .

Внимание!
Соблюдая это правило, такое субъективное ощущение остается и в других ладах (дорийский, лидийский, фригийский, гармонический минор и т.д.). Именно расстояние между 1 и 3 ступенями определяет ощущение мажорности либо минорности .

Также можно увидеть разницу между мажорной и минорной тональностями по трем ступеням. У всех минорных тональностей 3, 6 и 7 ступени на полтона ниже, чем в аналогичных мажорных тональностях. См. пример ниже

Главное отличие мажорных от минорных тональностей - расположение в них 3, 6 и 7 ступеней (выделены черным). Остальные ноты одинаковы.
Главное отличие мажорных от минорных тональностей - расположение в них 3, 6 и 7 ступеней (выделены черным). Остальные ноты одинаковы.
■□■□■□■□■□■□■□■□■□

🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог

Об авторе
https://www.rishamanis.com/

Видеокурсы 👉
https://musatlas.ru/courses

Услуги 👉
https://musatlas.ru/uslugi

■□■□■□■□■□■□■□■□■□

Способы связи со мной:

Телеграм 👉
https://t.me/rishamanis_mus
ВК 👉
https://vk.com/rishamanismus
Рутуб 👉
https://rutube.ru/channel/23327472/
Ютуб 👉
https://www.youtube.com/c/RishaManis
Почта 👉 rishamanis@yahoo.com
Сайт 👉
https://www.rishamanis.com/

■□■□■□■□■□■□■□■□■□