Я помню, что лет 20-30 назад решение о дополнительных занятиях с репетитором принимались только в чрезвычайных ситуациях. За годы своего обучения в школе мне и моим одноклассникам не приходилось к ним обращаться. Даже отъявленные двоечники стоически переносили все тяготы своего положения. Не скрою, что тот, кто умудрялся попасть на дополнительные занятия, тут же получал клеймо неудачника, и мне казалось это абсолютно заслуженным. Теперь-то я понимаю, что был неправ.
Современная школа нужна не только для того, чтобы учить детей. Только в чьих-то сиреневых мечтах все до единого ученики одинаково успешно проходят все степени образования, поглощая науки с аппетитом гусеницы. В реальности все немного по-другому. Школа в первую очередь выполняет функцию социализации: показывает ребенку модель современного общества, учит его взаимодействовать с его участниками. Причем учеба — это продукт взаимодействия только с определенными членами общества - с учителями. А в школе полно остальных: одноклассников, старшеклассников, администрации и так далее.
Поэтому ребенок в праве выбирать, где ему быть более успешным. Немногие смогут осилить полноценное взаимодействие со всеми, остальные где-то будут проседать. И вот тут на сцену выходит репетитор. Не потому, что учителя в школе плохие, не потому что ребенок глуп. А потому, что он не является членом той социальной модели, в которой ребенок уже получил свою роль и свой статус. Репетитор позволяет ученику поработать, забыв, что в школе он должен держать марку плохиша. Позволяет забыть, что учителя видят в нём неудачника, неспособного осилить элементарные темы. Репетитор — это иногда шанс начать всё с нуля.
Я сам занимаюсь репетиторством. И очень радуюсь, когда мои ребята ходят к репетиторам, в том числе и по моим предметам, потому что я не идеальный учитель. Я не способен учесть все особенности всех своих учеников. Работая в составе класса из 25 человек в течение 40 минут, я вынужден ориентироваться на среднестатистического учащегося, за исключением каких-то совсем понятных случаев.
В общем, школа, конечно же, способна выполнить свою образовательную функцию в том объеме, который от неё требует государство. Но если ребёнок считает, что он способен на большее, выйдя за пределы школы, то ему нужно в этом помочь.