Ещё один фильм с незабываемым хореографическим эпизодом. А сказанную на балу фразу до сих пор повторяют тысячекратно, по поводу и без повода.
«Мерлезонский балет» («Д’Артаньян и три мушкетёра», 2 серия, 1978 год, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хинкевич).
Пример того, как писатели и режиссёры смешивают исторические факты с вымыслом, а в итоге получается один из самых читаемых в мире романов, или фильм, которому сразу присваивают статус «культовый»
В книге Александра Дюма-отца во время «Мерлезонского балета», получает развязку интрига с подвесками, которые королева подарила герцогу Бекингему. Вот как описано это у Дюма:
«Внезапно у одной из дверей зала появился король вместе с кардиналом. Кардинал тихо говорил ему что-то; король был очень бледен.
Король прошел через толпу, без маски, с небрежно завязанными лентами камзола, и приблизился к королеве.
- Сударыня, - сказал он ей изменившимся от волнения голосом, - почему же, позвольте вас спросить, вы не надели алмазных подвесков? Ведь вы знали, что мне было бы приятно видеть их на вас.
Королева оглянулась и увидела кардинала, который стоял сзади и злобно улыбался».
Кардинал Ришелье (Александр Трофимов) собирается уличить королеву в супружеской неверности, но д’Артаньян с друзьями спасают честь Её Величества. Подвески доставлены из Англии, их – о чудо! – двенадцать, хотя коварная миледи похитила у герцога две подвески. Д’Артаньян совершил невозможное, и вознаграждён любовью Констанции.
«Мерлезонский балет» действительно был исполнен при дворе Людовика XIII, большого ценителя искусства. Автором балета стал сам король, сочинивший сюжет, музыку, хореографию, эскизы декораций и костюмов и посвятивший балет своей любимой охоте на дроздов.
У Дюма в романе балет скорее напоминает бал, чем театральное представление, а исполняют его в Парижской ратуше, а не в пригородном замке Шантийи, как это было на самом деле.
В фильме замком Шантийи стало одно из самых известных зданий, построенных на Западной Украине – дворец Великого королевского гетмана Речи Посполитой Станислава Конецпольского. В то время, когда снимали фильм, здесь располагался туберкулёзный санаторий. Д’Артаньян прорывается по дворец и оказывается на лестнице, сбивая с ног церемониймейстера бала, который успевает объявить: «Вторая часть Мерлезонского балета» - и тут же начинается полный кавардак. Кстати, в настоящем балете было шестнадцать частей.
Во время поединка на лестнице один из актёров нечаянно ранил Боярского шпагой, попав в нёбо. Говорят, что рана оказалась очень глубокой – шпага едва не дошла до мозга.
В отличие от реального Людовика XIII , король в исполнении Олега Табакова балетной партии не танцует. Он лишь спускается под музыку по лестнице, держа за руку королеву (Алису Фрейндлих) и обещая супруге: «Когда неверность вашу обнаружим и Англию, и вас накажем в тот же час». В ответ королева, уже получившая подвески, укоряет мужа: «Позор для короля!» Интрига Ришелье не удалась, кардинал в ярости. Легко заметить, что в эту минуту король смотрит с обожанием на свою супругу.
Сам балет упростили до предела, сведя его к одному короткому эпизоду, во время которого дамы и кавалеры плавно танцуют, словно замедляя время, чтобы Д’Артаньян успел выполнить свою миссию. Танец снимали в Большом дворце Петергофа, а сцену на лестнице - в Одесском театре оперы и балета. Ведущий педагог-репетитор этого театра Иосиф Плахт ставил все танцы в фильме. Музыку написал Максим Дунаевский, известный мастер стилизации.