Доброго времени суток!
Обычно я редко смотрю фильмы, в кино практически не хожу. Тем более сама от себя не ожидала, что буду писать что-либо про художественный фильм.
Итак, Юрьев день. Режиссер – Кирилл Серебренников.
Картина впервые вышла на экраны в программе «Закрытый показ» в 2008 году.
Смотреть было тяжело, но размышляю до сих пор. Фильм с глубоким смыслом, оставляет сильное впечатление.
С самых первых минут просмотра появляется какое-то странное негативное чувство. Населенный пункт, в который приезжает героиня с двадцатилетним сыном, представляет собой мелкий неухоженный городишко. Юрьев-Польский, его даже нет на карте. Хочется сказать: «Неужели до сих пор существуют такие места, Богом забытые?»
Героиня Люба (ее играет Ксения Раппопорт), всемирно известная оперная певица, родом из этих мест, но уже давно проживает в столице. Так давно, что совершенно отличается от местных жителей не только одеждой, но и манерами, взглядом… Так давно, что даже не может вспомнить, как называется местная речушка. Обращается с вопросом к прохожим, те ей не отвечают, смотрят исподлобья, продолжая пить пиво.
Весь фильм состоит из каких-то угнетающих кадров, удивительно, как такое можно было снять. Здесь все цензурно и нет ничего пугающего, но совершенно невероятным образом оператор сумел найти самые неприятные ракурсы. Шумовое оформление настраивает на напряженный лад, даже тишина получилась напряженная.
У жителей какой-то недобрый ледяной взгляд, хмурые лица, лишенные обаяния… Женщины красят волосы в один цвет: «сурик железный». Только такую краску можно купить в магазинах. Кроме краски там почти ничего нет.
Все это захотела увидеть оперная дива со своим сыном накануне переезда в Европу. Родина все-таки. Такой каприз слишком богатых людей.
Только ни за что не согласилась бы она на эту роковую поездку, если бы знала, чем все закончится…
Единственный сын неожиданно пропадает без вести.
Оказывается, бывают в жизни ситуации, когда никакие деньги не в силах повлиять на происходящее.
Дорогой телефон украден, колеса с машины сняты, героиня в ужасе мечется по городу в надежде найти сына. Ощущается течение каждой секунды, время практически останавливается, не в силах сдвинуться с мертвой точки. Тяжело даже писать о таком.
Действие происходит зимой, на улице много снега, с экрана так и веет не приятным декабрьским морозцем, а невыносимой февральской стужей, когда холод забирается под любую одежду и проникает в самую душу.
Многие критики считают, что Люба просто деградирует: устраивается работать в тюрьму уборщицей, теряет голос, красит волосы все в тот же «сурик железный», зовут ее теперь не иначе как Люська… Да, она много чего совершила, что в прошлой жизни ей даже в самом страшном сне не могло присниться, но при этом все равно остается Человеком.
Хочется верить: сын найдется живым, хотя прошло уже много времени.
В конце фильма Люба, потерявшая все, кроме собственной жизни, приходит в храм и присоединяется к певчим, которые исполняют Херувимскую песнь: «… всякое ныне житейское отложим попечение…»
Рекомендую лично посмотреть этот уникальный фильм, который совсем не похож на гламурные голливудские комедии или остросюжетные боевики с мускулистыми красавчиками, но заставляет задуматься.