После боя в Датском проливе (ссылка на первую часть статьи), серьёзно поврежденный тремя попаданиями, линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» продолжают движение в Атлантику.
Британское командование очень тяжело восприняло гибель "Худа" и лично Черчилль отдает новый приказ: потопить "Бисмарк"!
Охота за "Бисмарком"
Корабли английского флота организовывают преследование. Они еще не знают о серьезных проблемах на «Бисмарке» и лишь наблюдают на воде нефтяные пятна – следы утечки топлива.
Неожиданно для англичан, вечером 24 мая «Бисмарк» резко разворачивается им навстречу, производит непродолжительную перестрелку с «Принцем Уэльским» и проносится мимо, левей их курса на большом удалении. Только теперь они видят на радаре одну точку – это был отвлекающий манёвр, для того чтобы «Принц Ойген» смог сбросить преследователей с хвоста и в одиночку отправиться в Атлантику.
Всем стало понятно, что «Бисмарк» идет на ремонт в один из портов оккупированной немцами Франции.
Через несколько часов, в район нахождения немецкого флагмана, прибывает британский авианосец «Викториес». В 22:10 с его палубы взлетает девять торпедоносцев «Суордфиш» и под шквальным огнем зенитной артиллерии, сбрасывают по «Бисмарку» торпеды, добиваясь лишь одного попадания, пришедшего в главный броневой пояс линкора и не вызвавшего каких-либо повреждений. Тем не менее из-за увеличения скорости и выполнения маневров уклонения от торпед, у «Бисмарка» отошли аварийные пластыри, заведённые на пробоину в носовой части, усилилась течь и дифферент на нос, а второе котельное отделение полностью затопило.
«Принц Уэльский» с крейсерами продолжают преследование, но из-за возможности быть атакованными немецкими подводными лодками, двигаются зигзагами. Вследствие чего, в ночь с 24 на 25 мая теряют «Бисмарка» с радаров.
Утром 25 мая вице-адмирал Гюнтер Лютьенс, не зная, что британцы давно потеряли «Бисмарк», отправляет командованию кригсмарине две радиограммы, в которых сообщает о том, что его преследуют и просит поддержки. В следствии перехвата этих сообщений, английские криптографы вновь определяют примерное местоположение немецкого корабля и на его поиски отправляется британские разведывательные гидросамолёты «Каталина».
Больше суток ушло на поиски «Бисмарка», но все же к 10 часам утра 26 мая он был обнаружен в 1100 км от Франции. Получалось, что пока британские корабли догонят «Бисмарк», тот уже окажется под защитой немецкой авиации…
Единственным кораблем в этом районе, способным замедлить немецкий линкор, оказался авианосец «Арк Ройял».
Ход боя
В 15:00 с авианосца «Арк Ройял» взлетают пятнадцать торпедоносцев «Суордфиш». Они направляются в район нахождения немецкого корабля, но встретив по пути британский крейсер «Шеффилд», который, для установления контакта с «Бисмарком», отделился от соединения, принимают его за «Бисмарк» и производят торпедную атаку. К счастью для британских моряков, четыре пилота опознали свой корабль до сброса торпед, а 11 сброшенных торпед либо взорвались при столкновении с водой, либо не попали в цель.
К 17:40 «Шеффилд» начинает преследование «Бисмарка» установив визуальный контакт .
В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» начинают вторую атаку и под плотным огнем из всех калибров «Бисмарка», достигают попадания в кормовую часть. Взрывом причиняются крайне тяжелые повреждения рулевому механизму. Практически не управляемый корабль, описал несколько больших кругов и развернулся, взяв курс прямо на своих преследователей. Теперь судьба «Бисмарка» была предрешена.
Приблизительно в 21:45 «Бисмарк» открывает огонь по преследовавшему его «Шеффилду», не добивается критического попадания, но ранеными на британском крейсере оказываются 13 человек. А чуть позже, ночью «Бисмарк» вступает в бой с британским соединением эсминцев, но из-за плохой видимости, не одна сторона не достигает попаданий.
Утром 27 мая, британская эскадра из шести кораблей, практически окружает раненного «Бисмарка» и в 08:15 на нем в последний раз объявляется боевая тревога.
В 08:47 британцы открывают огонь. «Бисмарк» начинает отстреливаться, но крен и неспособность совершать маневры, крайне негативно сказываются на результатах стрельбы. А его маленькая скорость в 7 узлов, и вовсе делает германский линкор легкой добычей.
В 09:02 снаряд 203 мм с «Норфолка» уничтожает главный дальномерный пост «Бисмарка».
В 09:08 снарядом 406-мм с «Родни», выводится из строя одна из двух носовых башен главного калибра - «Bruno». Одновременно с этим, попадание другого снаряда разрушило передовой контрольный пункт, где погибает большая часть офицеров командного состава. Кормовые башни «Caesar» и «Dora» ведут ответную стрельбу, но не попадают по британским кораблям.
К 09:21 башня «Dora» была подбита.
В 09:27 свой последний залп производят орудия башни «Anton.
В 09:31 башня «Caesar» после залпа выходит из строя. Разорвавшиеся снаряды этого залпа вблизи от «Родни» повредили на нем торпедные аппараты .
В ходе всего сражения, огонь «Бисмарка» был сосредоточен на линкоре «Родни», но после боя англичане не зафиксировали других повреждений.
Через 44 минуты боя все орудия немецкого линкора смолкают. Пользуясь этим, некоторые британские корабли начинают сближение и подойдя на расстояние прямого выстрела и ураганным огнем сметают все корабельные надстройки. Снаряды прилетают один за другим, на «Бисмарке» усиливаются пожары. Выжившие немецкие моряки беспорядочно метаются по палубе, прыгают за борт или прячутся от огня противника за выведенными из строя башнями главного калибра.
Не подающего признаков жизни «Бисмарка» обстреливают еще в течении часа, после чего английский эсминец «Дорсетшир» производит его торпедирование. Немецкие моряки в данной ситуации так же способствуют затоплению своего корабля, открыв кингстоны.
Итоги
В 10:39 утра «Бисмарк» полностью ушел под воду. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» начинают спасение выживших членов экипажа, но обнаруживая на радаре, что-то напоминающее немецкую подводную лодку, поднимают тревогу и спешно покидают место боя, подняв на борт лишь 111 моряков.
Немецкая подводная лодка U-74, которая к месту боя лишь к вечеру, смогла обнаружить и спасти лишь троих моряков, которые находились на надувном плоту, а на следующий день еще двух моряков подобрал немецкий метеорический корабль.
Позже, в своих мемуарах, командующий в этом бою британским соединением Джон Тови написал: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом»
Всего из 2220 человек команды «Бисмарка» выжило 116 человек, а так же кот, по кличке Непотопляемый Сэм.
Если понравилась статья, буду очень признателен за лайк и подписку)