Найти в Дзене

Миры Мати Кларвейна

Этот не самый традиционный выбор пластинок объединяет не только близкое время записи и то, что они являются яркими примерами смешения стилей, характерным для музыкальной революции начала 70-х, но и то, что автором обложек к ним был уникальный художник Мати Кларвейн.
Self Portrait «Dürer» (1957) by Mati Klarwein
Мати Кларвейн (Mati Klarwein) родился 9 апреля 1932 года в Гамбурге. Его отец –

Этот не самый традиционный выбор пластинок объединяет не только близкое время записи и то, что они являются яркими примерами смешения стилей, характерным для музыкальной революции начала 70-х, но и то, что автором обложек к ним был уникальный художник Мати Кларвейн.

Self Portrait «Dürer» (1957) by Mati Klarwein
Self Portrait «Dürer» (1957) by Mati Klarwein

Мати Кларвейн (Mati Klarwein) родился 9 апреля 1932 года в Гамбурге. Его отец – архитектор, выходец из Польши, еврей по национальности, a мать – немка, оперная певица. Ему не было и двух лет, когда семья, оценивая ситуацию, покинула Германию и переехала в Палестину. Позднее Кларвейн говорил: «Я только наполовину немец, и только наполовину еврей с арабской душой и африканским сердцем». Эта фраза, возможно, является ключом ко всему творчеству Мати Кларвейна. Второе имя – Абдул (Abdul Mati Klarwein) – он выбрал себе сам, так как, по мнению знавших его людей, «хотел иметь два имени – мусульманское и еврейское».

В Иерусалиме в возрасте 15 лет Мати поступил в художественный колледж, а в 1948-м, переехав с матерью в Париж, продолжил обучение в Академии Джулиана (Academia Julian). Позже он брал уроки у художника Фернанда Легера (Fernanad Leger), с которого и началось его знакомство с работами Сальвадора Дали и миром сюрреализма. Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) – яркий представитель венской школы фантастического реализма – также оказал огромное влияние на становление Мати как художника.

Мати много путешествовал и все время рисовал. Вместе с отцом, который выиграл конкурс на строительство Кнесета, начал строить дом в небольшом местечке Дейа (Deia) на Майорке. Там сформировалось своего рода культурное общество во главе с британским поэтом и писателем Робертом Грейвсом (Robert Graves), ставшим его близким другом.

В 1965 году Кларвейн перебрался жить в Нью-Йорк. Его работы стали ближе к сюрреализму, но с сильным влиянием психоделии, витавшей в обществе, культуре и музыке тех лет. В Нью-Йорке он познакомился и подружился с Тимоти Лири (Timothy Leary), который заметил, что «Мати не нуждается в психоделиках». Фантазии и образы, рождаемые художником, возникали как из предыдущего опыта его путешествий и новой реальности, так и из увлечений различными направлениями не западной культуры.

Мати создал необычные портреты Джона Кеннеди, композитора и дирижера Леонарда Бернстайна и своего большого друга Джими Хендрикса. С 1955 года и до своей кончины в 2002 году Кларвейн стал автором (или при оформлении были использованы его картины) 52 обложек пластинок в разных музыкальных направлениях: джаз, рок, соул, классическая музыка.

-2

Вот только три из них, вышедшие на американском лейбле Columbia (в Британии на CBS). Кроме художественной ценности обложек они сыграли важную роль в развитии современной музыки.

Miles Davis “Bitches Brew” 70 Columbia
Miles Davis “Bitches Brew” 70 Columbia

Двойной альбом Майлза Дэвиса «Bitсhes Brew» (дословный перевод «Сучье варево»), был выпущен на Columbia в 1970 году. Нет смысла говорить о революционности этой записи и ее влиянии на дальнейшее развитие джаза. По сути именно с нее началось формирование и развитие стиля джаз-рок (фьюжн). Эта запись расколола мир джаза – многие считают эту пластинку культовой, но и не меньшее число любителей джаза не принимают ее совсем. Сторонники Дэвиса называют их «джазовыми пуристами». Послушать альбом надо обязательно, но для неподготовленных меломанов это будет непросто. Яркая и полная таинственных символов работа Мати Кларвейна на развороте обложки прекрасно дополняет записанную на пластинке музыку.

Santana “Abraxas” 70 Columbia
Santana “Abraxas” 70 Columbia

Пластинка “Abraxas” была записана после триумфального выступления на фестивале в Вудстоке в августе 1969 года. Рок-музыка стала немного иной. Это интересная смесь рока и различных направлений латинской музыки с щедрыми добавлениями блюза, джаза. На первом плане, конечно, харизматичная гитара лидера группы Карлоса Сантаны. Очень мощная и запоминающаяся запись. Для обложки была использована картина Кларвейна «Благовещение» (Annunciation), отражающая библейские мотивы.

Earth Wind and Fire “Last Days and Time” 72 Columbia
Earth Wind and Fire “Last Days and Time” 72 Columbia

Альбом американской фанк и соул (позже диско) группы Earth Wind and Fire не стал хитом, но является ярким примером эволюции черной музыки начала 70-х. Он включает в себя различные влияния и тенденции на стыке соул-музыки, фанка, джаза, рока и этнической музыки. Этот альбом не такой экспериментальный, как первые два альбома группы, и не такой поп-ориентированный, как более поздние записи. Слушается очень свежо и сейчас, спустя много лет. Причудливая урбанико-психоделическая работа Мати Кларвейна прекрасно иллюстрирует музыку на пластинке.

—–

Мультикультурный и полистилистический стиль художника идеально отражает изменения, которые происходили в мире и культуре в период с конца 50-х до середины 70-х. Художники такого уровня, как Мати Кларвейн, не только отображают действительность, но во многом формируют ее, идя в авангарде культурной жизни на стыке живописи, музыки, духовных исканий и социальной среды.

Что еще послушать из пластинок с обложками Мати Кларвейна:

Две прекрасные пластинки на джазовом лейбле Blue Note – Reuben Wilson “Blue Mode” и Jackie McLean «Demon’s Dance». Или пластинка Майлса Дэвиса «Live/Evil».

Работы художника были на пластинках Joe Beck (на лейбле KUDU), Chamber Brothers, Howard Wales & Jerry Garcia, The Last Poets, Osibisa, Greg Allman.

Ознакомиться с творчеством художника можно на сайте:

www.matiklarweinart.com