Найти в Дзене

Глупая ошибка 100 лет назад стоила русским полярникам жизни. Сейчас её делает большинство управленцев

Участники полярной экспедиции. Второй ряд, слева направо: капитан шхуны лейтенант Н. Н. Коломейцев, гидрограф лейтенант Ф. А. Матисен, начальник экспедиции Э. В. Толль, доктор Г. Вальтер, астроном Ф. Зееберг, зоолог Бялыницкий. Третий слева в верхнем ряду — лейтенант А. Колчак.
Участники полярной экспедиции. Второй ряд, слева направо: капитан шхуны лейтенант Н. Н. Коломейцев, гидрограф лейтенант Ф. А. Матисен, начальник экспедиции Э. В. Толль, доктор Г. Вальтер, астроном Ф. Зееберг, зоолог Бялыницкий. Третий слева в верхнем ряду — лейтенант А. Колчак.

В 1899 г. Российская Империя начала готовить полярную экспедицию. Собирались изучить местность, а лучше — найти континент, Арктиду, и присоединить к России. К слову, гидрологом и картографом в ней был молодой офицер Александр Колчак.

Из норвежской шхуны «Харольд Хорфагер» сделали полярное исследовательское судно «Заря» с новейшим европейским оборудованием на борту. Капитаном стал лейтенант Николай Коломейцев.

«Заря» — парусно-моторная шхуна, переоборудованная из норвежского промыслового судна 1873 г. постройки. Длина — 44 м, ширина — 10,2 м.
«Заря» — парусно-моторная шхуна, переоборудованная из норвежского промыслового судна 1873 г. постройки. Длина — 44 м, ширина — 10,2 м.

По морскому военному уставу все на корабле подчинялись капитану. Однако организаторы экспедиции считали главным её руководителя, географа барона Эдуарда Толля. Субординацию стоило прояснить, но в плаванье отправлялись всего 20 человек, и барон решил, что это лишнее.

Конфликты начались немедленно. Коломейцев привык к крутым флотским порядкам (балтийские матросы позже не случайно резали начальство пачками). Он, к примеру, сходу уволил двоих матросов за пьянку и оставил в полярном порту.

Члены экспедиции Толля лейтенанты А. В. Колчак, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен у борта шхуны «Заря»
Члены экспедиции Толля лейтенанты А. В. Колчак, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен у борта шхуны «Заря»

Толль обращался к матросам как к равным, телесные наказания считал дикостью, делал капитану замечания и не мог понять, отчего тот бесится. Барон верил в материк подо льдом. И так сильно желал его найти, что гнал судно вперед и жег слишком много угля. Будь Коломейцев главным, он бы этого не допустил.

В начале 1901 «Заря» встала на зимовку. Толль послал неугодного капитана организовать склады с углем по маршруту. У Коломейцева была неверная карта, он дважды возвращался, чтобы не погибнуть. Наконец, прошел 800 км на юг до жилья и склады организовал.

Толль же с тремя членами команды ушел исследовать острова, за которыми должна быть Арктида. Он считал, что «Заря» заберет их летом, и не готовился зимовать. Но в тот год летом льды не растаяли, судно оказалось в ловушке и людей с него эвакуировали.

В 1902 Колчак вернулся спасать Толля и обнаружил, что все погибли. «Заря» зимуя во льдах получила сильные повреждения и навсегда осталась в бухте Тикси. Коломейцев оставил флот вице-адмиралом, в 1917 был арестован, бежал и эмигрировал в Париж. Толль вошел в историю как великий полярник. Амундсен, полная его противоположность, в 1911 году открыл Южный полюс.

Мораль очевидна: в команде любого размера подробно проясняйте на старте, кто главный и кто за что отвечает.

👉🏻 Этот и другие материалы — в моем инстаграме

Еще почитать по теме:

Как выглядели модные фитнес-клубы в 60-е

Как я нанимаю себе сотрудников

За какими фитнес-клубами будущее