В самом сердце села Большая Алёшня Ряжского района Рязанской области находится необычная усадьба в неоготическом стиле с элементами архитектуры средневековья. Вернее, то, что от неё осталось...
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЕЛА
Происхождение названия села связывают с тем, что здесь в своё время прятался от Петра I его сын царевич Алексей (мол, место, где от отца скрывался Алёша). Эта легенда была растиражирована в одном из номеров журнала «Столица и усадьба» в 1915 году. Однако данная версия выглядит очень сомнительной. Возможно, она возникла из-за того, что в числе владельцев усадьбы в Большой Алёшне когда-то значились Кикины. А доверенным лицом Алексея, помогшим ему бежать за границу, был первый начальник Петербургского адмиралтейства Александр Кикин, позднее казнённый по делу царевича. Но тут имеется главная нестыковка. История непростых взаимоотношений Петра I и его сына Алексея происходила в XVIII веке, а владельцами Алёшинской усадьбы Кикины стали лишь в XIX веке.
Может, в этих местах и скрывался какой-нибудь Алёша от отца, только вот к первому российскому императору он никакого отношения не имел. Да и происхождение села скорее всего связано всё-таки с расположением данного населённого пункта на речке Большая Алёшня, по этому топониму оно и получило своё название.
УСАДЬБА И ПОМЕЩИКИ
Усадьба в Большой Алёшне впервые появилась в последней четверти XVII века при князе Никите Дулове, после чего несколько раз передавалась по наследству. С конца XVIII века ею владела княгиня Екатерина Кропоткина. Согласно книги «Рязанские усадьбы и их владельцы», именно при Кропоткиной был построен новый двухэтажный барский дом с колоннами и балконом, заложен парк в английском стиле. Также в 1805 году за счёт её средств недалеко от усадьбы вместо прежней деревянной была построена каменная церковь Рождества Богородицы, сохранившаяся до наших дней.
В 1825 году данная усадьба перешла в собственность к гофмейстерше Екатерине Торсуковой (в девичестве Перекусихиной). Сведения о том, как именно она приобрела это имущество, в разных источниках разнятся. По одним, Торсукова купила усадьбу, по другим, ей она досталась по родству с Кропоткиной в качестве наследования.
Далее произошёл важный исторический момент, следующая хозяйка усадьбы по имени Мария (дочь Екатерины Торсуковой) вышла замуж за одного из представителей рода Кикиных — генерал-майора и статс-секретаря Петра Кикина. Именно он вывел из забвения попавшую в опалу после петровских событий фамилию. Во время войны 1812 года был дежурным генералом при ставке Михаила Кутузова, с 1816 года — статс-секретарём Александра I.
После ухода в отставку Кикин со своей семьёй поселился в Большой Алёшне и занялся с особым рвением благоустройством усадьбы. Туда часто приезжал погостить герой Отечественной войны 1812 года, друг и дальний родственник П.А. Кикина генерал А.П. Ермолов.
Следует отметить, что Пётр принимал активное участие в делах Московского общества сельского хозяйства и опубликовал ряд статей по сельскохозяйственным вопросам. Также заметную роль Пётр Кикин сыграл и в искусстве. Вместе с князьями Гагариным и Мамоновым он организовал Общество поощрения художников. Как казначей этого учреждения оказывал меценатскую помощь и поддержку Карлу Брюллову, Алексею Венецианову, Александру Иванову. В Алёшинскую усадьбу Кикин вывез скрупулёзно собираемую многие годы коллекцию картин и внушительную личную библиотеку.
Далее владелицей имения стала дочь Петра Кикина и Марии Торсуковой - Мария Петровна Кикина (в замужестве Волконская), при которой в усадьбе начался очередной период садово-парковых работ. Здесь появился грот со скульптурой Ивана (Джованни) Витали, малые архитектурные формы, устроен мраморный спуск к пруду. Ею был построен комплекс «красного двора» с башней и въездными воротами. Предполагается, что в проектировании этого великолепия принял участие художник и архитектор Фёдор Солнцев. Именно эта часть усадьбы и сейчас удивляет посетителей.
Затем усадьба по наследству перешла к дочери Марии Петровны Волконской Екатерине, которая вышла замуж за директора Императорских театров и Эрмитажа Ивана Всеволожского. В Большой Алёшне они отдыхали после шумных зимних сезонов. В усадьбе хранилась коллекция западноевропейских гравюр и портретной миниатюры. Здесь же находилась унаследованная от Петра Кикина внушительная библиотека. Перед продажей усадьбы всё это было вывезено в Петербург.
В 1900 году данное имение за 315 тысяч рублей у Всеволожкого купил министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов. Здесь он применял свои сельскохозяйственные познания. Усадьба была перестроена и превратилась в образцовое хозяйство с хорошо организованным плодоводством, садоводством, конным и винокуренным заводами и метеостанцией .
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
С приходом советской власти после революции 1917 года земельное богатство и достижения Ермоловых в агрономии преобразовали в колхоз, а все так называемые барские излишества в большинстве своё случае были разделены на комнатушки и распределены между нуждающимися для проживания.
В барском двухэтажном доме с колоннами сперва сделали курятник — такова, видимо, была ирония пролетариата. Но дом вскоре сгорел, и целым остался только один этаж, в котором разместили агрономический техникум. В 1953 году приняли решение это учебное заведение расформировать, а здание использовать под общежитие для сотрудников колхоза в качестве временной меры, пока не построят для них нормальное жильё. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Многие семьи так и живут в данном барском доме с гнилыми полами.
До наших дней сохранились два двухэтажных флигеля с подвальными и мансардными этажами, дом управляющего и некая хозяйственная постройка, ограда парадного двора с въездными воротами и угловой башней. Несколько поодаль находятся ещё одни ворота — на въезде в парк, некогда отличавшийся убранством. В одном флигеле с советских времён до сих пор располагается школа. За зданием в той или иной степени следят, что позволило ему лучше сохраниться. Второй флигель, по словам местных жителей, когда-то являлся клубом, затем из него тоже сделали общежитие. Большинство его обитателей переехало в новое жильё. До настоящего времени жилой остаётся всего одна квартира, хотя само здание находится в явно аварийном состоянии. Сейчас эта часть готического замка Кикиных-Ермоловых предстаёт перед туристами зрелищем хоть и величественным, но печальным: разбитые окна, выбитые двери в подвалы, продуваемый всеми ветрами заброшенные помещения.
Парковая архитектура малых форм, в том числе грот со скульптурой Витали, ныне, к сожалению, полностью утрачены.
ЛЕГЕНДЫ О ПРИЗРАКАХ, БАРСКОМ ПРОКЛЯТИИ И КЛАДЕ
Ну, а в заключительной главе хотелось бы рассказать несколько интересных легенд, заслуживающих отдельного внимания. Так, например, среди местных жителей распространены поверья, связанные с проклятием последней барыни Марии Ермоловой.
Барыня, мол, та была красавица. Волосы чёрные, глаза большущие, как спелые вишни, а сама она высокая и статная, с видом величественным и голосом грозным. И, когда собрался народ её раскулачивать, да из дому выгонять, вышла она к обидчикам в платье бархатном, как вино красном, окинула тяжёлым взглядом посягнувших на господские владения, прокляла всех и добавила: «Вы парк мой рубить не торопитесь. Вам всем здесь ещё на этих деревьях висеть!». После чего села в карету и умчалась к мужу в Болгарию. Больше её в этих краях никогда не видели.
И вот, что удивительно, усадебный парк и правда трогать не стали — то ли побоялись, то ли пожалели деревья. И вроде бы даже кто-то там действительно когда-то повесился. Да и чертовщина в нём какая-то постоянно творится...
В итоге парк был со временем заброшен и превратился в непроходимый лес. И по доброй воле туда не заходят даже самые отважные хулиганистые мальчишки, приезжающие к бабушкам на лето. Да и взрослые люди там находиться в одиночку побаиваются. Ну, а в «красном дворе» барыни иногда наблюдают призрачные силуэты. Правда, в последнее время привидения стали появляться почему-то реже…
Ещё одна легенда гласит, что на территории усадьбы где-то спрятан клад — отлитая из украшений золотая кошка и множество вещиц из драгоценных металлов. Кладоискателей в селе особо не наблюдается, но сам факт сокрытия там неких сокровищ вполне возможен, так как все владельцы этого барского имения были не последними в государстве людьми, и многие особенно тяготели к искусству.
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Книга А.Б. Чижкова и Е.А. Графовой "Рязанские усадьбы", 2013г;
2) Статья Натальи Соловьёвой «Усадьба Кикиных» на сайте «Достояние»;
3) Рязанский топонимический словарь за авторством Арсена Бабурина;
4) Статья Дарьи Копосовой «Затерянная Рязань. Замок с привидениями» от 28.12.2020 года на сайте Рязанского портала «YA62.RU»;
5) Материалы сайта "История, культура и традиции Рязанского края";
6) Народные рассказы, предания и воспоминания, услышанные в ходе личных устных бесед с местными жителями в 2016-2017 годах.