Найти тему

Турция с ядерным оружием – уже реальность? Не сегодня, так завтра

Поговорим сегодня о теме контроля над вооружением и о ядерном оружии. Информационный повод – не только согласие администрации Джо Байдена на продление многострадального договора СНВ-3, почти что похороненного его предшественником в Белом Доме Джо Байденом.

Куда менее известно о вступлении 22 января в силу Договора о запрещении ядерного оружия. Этот документ, запрещающий разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование ядерного оружия, был принят в штаб-квартире ООН в июле 2017 года и в сентябре открыт для подписания и ратификации всеми желающими. К настоящему времени это 51 страна мира, в основном – государства Африки, Азии и Латинской Америки.

Карта государств-участников нового Договора о запрещении ядерного оружия. Цветом выделены государства-участники (желтым цветом выделены государства, подписавшие Договор, зелёным – государства, ратифицировавшие его)
Карта государств-участников нового Договора о запрещении ядерного оружия. Цветом выделены государства-участники (желтым цветом выделены государства, подписавшие Договор, зелёным – государства, ратифицировавшие его)

В России, одной из официально признанных пяти ядерных держав (в реальности и х гораздо больше, о чём мы отчасти поговорим) отказываться от ядерного оружия как от фактора сдерживания никто не собирается. Впрочем, безъядерный мир как долгосрочную цель никто не отменял. И движение к этой цели необходимо вести постепенно, с учётом национальных интересов и безопасности всех заинтересованных сторон.

Итак, кто же обладает на сегодня ядерным оружием – официально и «не совсем» официально? Прежде всего, это постоянные членов Совета Безопасности ООН – США, Россия, Великобритания, Китай и Франция. В официальный «ядерный клуб» официально не входят КНДР, Индия и Пакистан, располагающие не только собственным арсеналом, но и средствами его доставки. Постоянно подозревается в стремлении получить ядерную бомбу Иран. Так это или нет – доподлинно неизвестно, однако его основной региональный противник – Государство Израиль – по оценкам экспертов, располагает 200-400 зарядами. В любом случае, как и официально объявленные владельцы ядерного оружия, договор о его запрещении Тель-Авив не подписал. То же самое относится и к Договору о нераспространении ядерного оружия, подписанному ещё в 1968 году и ратифицированному почти всеми странами мира. Если говорить кратко, то этот важный документ запрещает передавать иным странам не только само ядерное оружие, но и технологии его изготовления.

И вот среди тех, кто не подписал этого Договор о нераспространении ядерного оружия, выделяются КНДР, а также постоянно враждующие между собой Индия и Пакистан. И далее по цепочке – с Пакистаном в военной сфере сотрудничает Турция, особенно – при её нынешнем президенте Реджепе Тайипе Эрдогане. И хотя официально ядерного оружия у Турции нет, её энергичный лидер неоднократно выражал недовольство этим обстоятельством, причём делал это публично.

Известно, что на территории Турции, на авиабазе Инджирлик в южной провинции Адана, может храниться определённое количество боезарядов. Впрочем, они – американские, а это не то, да и средств доставки у Турции пока что нет. Впрочем, самостоятельная ракетная программа этой страны, как и ядерная, активно развивается, так что никакие сценарии не исключены.

Хорошо известный российским телезрителям израильский военный эксперт Яков Кедми недавно рассказал об «очень серьёзном» соглашении в сфере военно-технического сотрудничества между Анкарой и Исламабадом. Не является это секретом и для российских специалистов .

Здесь немного поясним. Ещё с советских времён в сообщениях на тему возможного появления ядерного оружия в странах «третьего мира» периодически мелькало имя пакистанского физика-ядерщика Абдул Кадир Хан, считающегося основателем и руководителем местной ядерной программы. Менее известно то, что он банально секреты британской фирмы URENCO Group (в которой работал), занимавшейся обогащением урана для АЭС. Кроме того, он подозревался в торговле ядерными материалами и оборудованием посредством крупнейшей в мире сети, десятилетиями продававшей ядерные разработки Ирану, КНДР, Ливии и другим странам. В общем, личность приметная. В конечном итоге пакистанцы под давлением США посадили Абдул Кадира под домашний арест.

Так или иначе, но слухи о переговорах на уровне относительно возможной передаче туркам технологий отнюдь не «мирного» атома возникли явно не на пустом месте, В конце 2020 года состоялась встреча в рамках турецко-пакистанской группы по военному диалогу на высшем уровне (HLMDG). Индийские СМИ тогда прямо писали, что Эрдоган якобы лично попросил главнокомандующего пакистанской армией помочь с передачей технологий ядерного оружия, на что тот согласился.

Бьют тревогу и соседи-греки, утверждая, что их бескупонные соседи уже вовсю обогащают радиоактивные элементы. По данным немецкой разведки, ещё в мае 2010 года Эрдоган приказал тайно начать подготовку к строительству объектов по обогащению урана.

Понятно, ядерное оружие или угроза его возможного применения необходимы турецкому лидеру для продолжения своей экспансионистской политики в рамках курса на превращение Турции если не в глобальную, то в региональную сверхдержаву. А там можно и в постоянные члены Совета Безопасности ООН проситься, и соседей – ближних и дальних – шантажировать.

И Россию – в том числе. Как видим, скучно не будет, многополярный мир – он такой. Не белый и пушистый, а чреватый множеством новых конфликтов и геополитических узлов, распутать которые до конца едва ли возможно.

Высказывайте Ваше мнение. ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!