Сейчас, после второго высотного полёта прототипа космического корабля Starship под номером SN9, закончившегося взрывом на точке приземления, многие задаются вопросом, а зачем вообще нужны эти "прыжки", и в чём их смысл. Стратегическая цель и смысл понятны, и #Илон Маск об этом говорил неоднократно. Задача состоит в том, чтобы сделать технически возможным колонизацию планет Солнечной системы, чтобы создать Космическую цивилизацию. Для этого и создаётся Starship. Но зачем на этом этапе высотные "прыжки" Starship? И почему во второй раз он заканчивается взрывом на самом финале? Попробую ответить на эти вопросы.
Строящиеся сейчас в #Бока-Чика прототипы корабля #Starship , и ракетоносителя Super Heavy, это именно прототипы, тестовые изделия, на которых отрабатываются все системы, связанные со взлётом и посадкой. Ранее были оттестированы топливные баки, которые должны выдерживать определённое давление, охлаждённых метана и кислорода. Этот этап практически пройден, хотя сейчас SpaceX проводит тесты новых баков, собранный из новых материалов, которые должны уменьшить вес этого элемента. Но в целом с баками для топлива вопрос практически решён.
Что касается автоматики, которая выводит корабль на точку приземления, и систем аэродинамического управления этим процессом, то тут тоже вопрос по большей степени решён, особенно учитывая богатейший опыт РН Falcon 9. Конечно, об экстраполяции решений Falcon 9 в систему Starship-Super Heavy говорить не стоит. Но специалисты SpaceX уже порядком поднаторели, создавая и применяя эту технологию, так что если знаешь принцип и уже его применял, то освоить его на новой технике не представляет особо труда. Это подтверждается ещё и тем, что оба, разбившихся при посадке Starship SN8 и 9, после выполнения полётной части теста, и флип-манёвра, точно зашли на точку приземления. Они взорвались точно на посадочной площадке, при этом, не повредив стоящие рядом прототипы, и объекты.
И вот тут мы подходим к проблеме
А проблема эта ключевая, и имя ей Raptor. Вчера Starship SN9, идеально взлетев, с помощью трёх двигателей Raptor, работающих на метане, достиг высоты 10 км. Далее, как и его предшественник, SN9 выполнил аэродинамический манёвр с переворотом. Но на финальном этапе, когда должны были включиться 2 Раптора на приземление, один начал включаться слишком поздно. И, по сути, так и не включился.
Хотя, я бы сказал, что в целом в этот раз, флип-манёвр прошёл с запозданием. Он, по моему мнению, должен был произойти метров на 300 раньше. Конечно, история не знает сослагательных наклонений, но если бы манёвр начался чуть раньше, то и чуть запоздалое включение второго двигателя не имело бы фатальных для прототипа последствий. Значит, имеем некоторые проблемы со скоростью расчётов, и синхронной работой двигателей #Raptor . А синхронность работы Рапторов здесь имеет ключевое значение.
Вспомните советскую программу #Н1 . Напомню, что первая ступень Н1 имела 30 двигателей. Среди некоторых причин неудач Н1, как раз стали проблемы работы столь большой связки двигателей, и синхронизация их работы и управления. Я вижу, что основной задачей, которую сейчас стараются решить инженеры SpaceX, это именно надёжность самих двигателей Raptor, и абсолютная синхронность их работы. Ведь если сейчас на прототипах Starship стоит 3 Раптора, то на сверхтяже #Super Heavy их будет около 2-х десятков (точной цифры пока нет).
Методом проб и ошибок инженеры SpaceX, несомненно, разберутся, и найдут идеальный баланс мощности, надёжности, и точности работы двигателей Raptor.
По завершении прямой трансляции полёта Starship SN9, главный инженер по интеграции SpaceX Джон Инспрукер сказал, «У нас снова был ещё один отличный полёт, и напоминание, это тестовый полет, мы уже второй раз запускаем Starship в этой конфигурации. У нас есть много хороших данных, и мы достигли основной цели - продемонстрировать контроль над кораблём и дозвуковой спуск. Нам просто нужно немного поработать над этой посадкой».
Сейчас на стартовой площадке ждёт своего часа Starship SN10. В это время в производственных ангарах собираются следующие прототипы Starship, и первые два прототипа Super Heavy, для которого уже строится отдельная стартовая площадка. Starship SN10 может быть готов к своему полёту до конца февраля.
Обновление!
Вероятно, после получения новой информации, её анализа, и обсуждения с инженерами, Илон написал в своём твиттере, что они в чём-то были не правы, и попробуют новый метод.
Можно предположить, что Starship SN10 ждут некоторые обновления.
SpaceX планирует начать эксплуатацию Starship к 2023 году.
___________________________
Уважаемые читатели, не забывайте кликнуть кнопку "Подписаться " на наш канал здесь в Дзене по прочтении статьи .
Можете подписаться и на наш Телеграм-канал , чтобы не пропустить новые материалы, и делиться ссылками на них со своими друзьями в новом мессенджерах . Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.
Ваше участие нам очень важно!