Найти тему
Пуховое Сверло

Двоеверие продолжается.

У меня есть знакомый, который одной рукой крестится, а второй мешает ложкой кашу для домового. Знаю, особо впечатлительные сейчас закатили глаза, но таких людей, как мой знакомый, большинство, хочется вам этого или нет. Я считаю - это хорошо. Христианство прочно ассимилировалось, уже ничем не вытравишь его из сознания и жизнеуклада многих. Да и надо ли? То, чего не хватает в язычестве, есть в официальном православии, и наоборот, чего нет в православии, можно найти в язычестве. Некоторые пишут, что наш канал негативен к христианству. Это не так. Мы не нападаем, мы защищаемся. И не позволим остаться знаниям о древней вере наших предков на задворках. Мы внимательно, вдумчиво, по крупицам изучаем и восстанавливаем священные знания. Приходится читать христианские сведения, так как там сохранилось языческое, из-за тесной связи православия и язычества (родноверия). Наш канал против распрей христиан и язычников. Хватит, пора быть умнее. Нельзя позволить, на радость внешним врагам, поссорить нас внутри одной, общей страны.

Наши "западные партнеры" (а также южные и восточные) любят фантазировать о войне с нашей страной. Так вот, если такое случится, в одном окопе, плечом к плечу будет стоять мусульманин, язычник, буддист, христианин, баптист ит.д. за общую Родину. Очень надеюсь такого ужасного сценария ещё многие годы у нас не будет. Если соседним странам не терпится повоевать, пусть без нас. Наша страна устала от войн и революций. Знаете, есть у Ремарка в книге "Три товарища" ужасная фраза: "Я огляделся. Младенец, как младенец. Ничего особенного я в нем обнаружить не мог. - Бедненький, - сказал я, - ведь совсем не представляет себе, что его ждет. Хотел бы я знать, к какой войне он поспеет."

Иллюстрация в открытом доступе.
Иллюстрация в открытом доступе.

Сегодня хочется поднять тему "насильного" внедрения христианства. Кто-то пишет, огнем и мечом, а у кого-то противоположное мнение, всё было мирно и безобидно. Истина, конечно, посередине. Никакой войны против крещения не было, но и как безропотные агнецы никто креститься не шёл.

Локальные стычки, разумеется, были. Пишет священник и епископ А.Соболев: «Встал при Глебе (Святославиче) Новгороде» волхв, хвалясь, что «все ведает». Он хулит «веру хрестьянскую» и обещался перейти «по Волхову пред всеми». Народ слушал его как человека божественного, и проповедь его имела успех — «вси яша ему веру и хотяху погубити епископа». Ревностный же епископ, держа крест в руках, звал к себе верных христиан, но ослепленные граждане толпились вокруг обманщика; «вси идоша за волхва», — говорит летописец: один князь Глеб и его дружина приложились ко святому кресту. Происшедший мятеж, грозящий кровавой расправой с епископом, был прекращен находчивостью князя, который подошел к «всезнаю-чаро-дею» и спросил: предвидит ли он, что будет с ним в тот день? Волхв ответил: «Я чудеса велика сотворю». Но «Глеб, — говорит летописец, — вынем топор, ростя и, и паде волхв мертв, и людье разидо-шася».

Владимир, вернувшись в Киев, объявил: "Кто не обрящится заутренне на реке, противен мне да будет". Как вы думаете, много кто, из особо приближённых к кормушке, захотел возразить? Перефантазируем данное событие на сегодняшнюю реальность. Допустим, возвращается наш Владимир из Африки и говорит, у нас ещё одна религия, по воскресеньям молимся африканскому Балу, кто со мной? Много чиновников возразит? Да на следующий же день придут депутаты с прическами племени Нбаланту. Ну, это я так, шучу конечно.

В.А. Петренко. Иллюстрация в свободном доступе.
В.А. Петренко. Иллюстрация в свободном доступе.

Академик, историк Русской церкви Е.Е. Голубинский: "Введение христианства сопровождалось волнениями, открытым сопротивлением и бунтами."

С язычеством боролись сразу с двух сторон. Церковь и государство. Стремясь к скорейшему и наиболее глубокому усвоению русским народом христианства, наши князья официально предоставили церкви право суда над некоторыми видами преступлений (развод, прелюбодеяние, пошибанье, ссоры об имуществе, отравительство, волхование, укусы во время драки, побои родителей детьми или снохою свекрови, брань, споры о наследстве, церковная кража, порча крестов на полях, оскорбление святости храма, молитвы у воды или во ржи).

В фильме 2019 года "Приход христианства на Русь" из цикла "Богоискание славянских народов" говорится так: многие делали вид, что на людях молятся Иисусу, а сами дома обращались к своим богам, иконы ставили вместе с идолами. Сегодня приходится признавать священниками простой факт, что безболезненным крещение быть не могло. Вера для людей была новой, неизвестной. Епископ С. Ряховский рассказывает: "Сейчас, на Вятке, в городе Киров стоит огромный дуб с крупными корнями. Под корнями выкопаны лазы. В определенный праздник (подозреваю, что летнее солнцестояние. прим. автора) встречаются у дуба женщины и с молитвами "Отче наш", парами пролазят под корнями и верят в исцеляющую силу дуба." Как говорится : "Всё смешалось в доме Облонских". Кто у нас с Кирова? Подскажите, есть такой обряд?

Немецкий хронист XI века Ти́тмар Мерзебу́ргский пишет о порядке вечевых собраний у славянского племени лютичей: "Если кто из собравшихся с христианством не согласен, то его бьют палками; а если противоречит публично, то или всё имущество теряет от пожара, или в присутствии всех платит известное количество денег". Как считаете, многие и сейчас согласятся потерять всё и быть изгнанными, если придёт такое "ненасильное" указание?

К 16-17 векам аппетиты церкви выросли и гонению подвергались игры, пляски, песни, скоморохи, астрология. Царь Петр I взял под своё покровительство некоторые деяния, считавшиеся греховными, например, устраивал ассамблеи, пропагандировал игры и забавы. "Таким образом, - подытоживает Н.М. Гальковский, - начиная с Петра, государство перестает вести борьбу с язычеством."

Иллюстрация в свободном доступе.
Иллюстрация в свободном доступе.

Н.М. Гальковский "Борьба христианства с остатками язычества Древней Руси": "Достаточно вспомнить, что Петр I отменил Патриархию, а вместо этого создал чисто гражданское учреждение – Священный Синод, который контролировался обер-прокурором, светским чиновником. То есть фактически в Российской империи Церковь была министерством, чьей функцией был контроль за умонастроениями. Ни для кого не секрет, что каждый батюшка должен был докладывать начальству о том, какие настроения имеются в обществе. Еще дальше пошел Павел I, объявивший Главой Церкви всех российских государей, причем ни один из последующих императоров не снял с себя этой «должности».

"Игры и пляски предосудительны, потому что это дело пустошное, отвлекающее от праведной жизни. В играх почёт и слава дьяволу, так как любители таких развлечений творят супротив Божию закону." - поучение христианам Иоанна Златоуста.

Так что, уважаемые, если бы не Пётр Первый, не плясали бы мы с вами на юбилеях и свадьбах, а читали бы псалмы.

Б.А. Рыбаков: "Трапезы же Роду и рожаницам устраивались с соблазняющей всенародностью. Принявшие христианство русские люди XI – XII вв. все ещё, по свидетельству автора «Слова об идолах», «… и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но то творятъ акы отай. Сего же не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе – проклятого того оглавления вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном…» ; "Кудесники, волхвы, дожившие до позднего средневековья (в Новгороде в 1218 г. сожгли четырех волхвов), были, по всей вероятности, хранителями древних «кощун», сказителями далеких мифов."

Вплоть до XVIII в. переписывались статьи с перечислением запрещенных языческих обрядов и обычаев, среди которых есть и такой: « Бабы каши варят на собрание рожаницам».

"Летописцы и церковные проповедники писали так: люди в XI в. живут, «не слушая божественных словес, но аще плясци или гудци или ин хто игрець позоветь на игрище или на какое зборище идольское, то вси тамо текут радуяся… и весь день то(т) предстоят позорьствующе тамо». Когда же этих полухристиан приглашают на церковную службу, «а мы позева (юще) и чешемся и протягаемся, дремлем и речем: „Дождь…“ или „студено…“ Да все то спону творим! А на позорищех – ни крову сущю, ни затишью, но многажды дождю и ветром дышющю, или въялици, то все приемлем радуяся, позоры дея на пагубу душам."

Гальковский : " Именуясь христианами, русские люди в значительной мере оставались при своих старых взглядах. Язычество продолжало жить, как уклад жизни. Таким пристрастием к старине особо отличались женщины, которых наши проповедники усердно обличали в идоломолении и волшебстве."

Борьба тянулась на протяжении веков, не закончилась она и теперь.

Христиане за тысячу лет не могут найти общий язык даже со своими. Западные христиане перессорились друг с другом и навоевались досыта. Христиане поделились на протестантов, баптистов, мормонов, мусульман, католиков, православных, староверов и т.д. Для чего? Неужели так важно двумя перстами креститься или тремя, справа налево или слева направо? Это похоже на историю с "Гулливером", когда два лагеря боролись за право разбивать яйцо с разных сторон. Крестовые походы - икона цинизма! Убийство тысяч людей ради веры и любви!

Варфоломеевская ночь. 1572 год. Екатерина Медичи после расправы над гугенотами.
Варфоломеевская ночь. 1572 год. Екатерина Медичи после расправы над гугенотами.

А разница между католиками и гугенотами только в том, что одни трактовали Библию вот так, а другие вот этак.

В то же время истории с раскрещиванием попахивают наживой со стороны неоязычников. Меня крестили в детстве. Помню, это был восемьдесят какой-то год прошлого столетия. Поздний вечер. Ходили мы со старшей сестрой за попом вокруг тазика (кажется не пластмассового). Поп был блестящий и высокий. И что?? Это никак не повлияло на мою жизнь и мировозрение. Те, кому важно раскрещиваться, не до конца договорились с собственной головой. Есть желание, но остался страх перед грозным богом. Обряды конечно важны. Они помогают и усиливают веру. Но всё-таки основа любой веры в голове, как ни крути.