В современном обществе, к сожалению, привычные и заведенные древним укладом семейные ценности уходят в небытие. В брак вступать можно хоть 15 раз, венчаться, развенчаться, заводить бесчисленные романы. И все это смакуется обществом: ну любят люди перчинку, а вследствие всеобщей открытости личная жизнь каждого человека, как на ладони.
Наши далекие предки были людьми более сдержанными в интимных отношениях, а освященные церковью браки разрушать было нельзя. Конечно, это не было правилом, и можно было повторно вступить в брак в случае смерти супруга или супруги, пострига второй половины в монахи, ну и разные были еще причины. Простых граждан это не касалось, а вот люди, облаченные властью, могли позволить себе и закон трактовать в свою пользу. Однако даже князья чтили брак, семейные уза были для них святы. Ну, почти для всех.
Если мы посмотрим на генеалогическое древо Рюриковичей, то заметим, как оно ветвисто и огромно. Да, детей князья плодили в огромном количестве и не всегда от одной жены. Самым ярким примером многоженца является князь Владимир, которого летописи описывали как весьма похотливого мужчину. До принятия христианства гарем у него был солидный, да и после принятия и венчания с Анной Византийской мужской прыти не поубавилось: все-таки два христианских брака у него было. А вот после Владимира князья были более сдержанными: в лучшем случае имели двух жен и то, если первая жена умирала или, по каким-то причинам, не могла иметь детей. Многие из династии Рюриковичей и вовсе были однолюбами и прожили всю жизнь с одной женой (конечно, это не исключает внебрачных связей, но брак все-таки был один. Да и некогда, наверное, жениться-то было: времена были темные, постоянные войны, вот и женились один раз). ну и скучно же они жили: ни пикантностей, ни перчинки! А нет, есть и исключение – Иван IV Грозный, который, по некоторым данным, имел то ли 7, то ли 8 жен. Историки еще не пришли к одному мнению по этому поводу, потому что в исторических источниках приводятся разные данные.
Взошедший на престол 17-летний и не подозревал, сколь бурную личную жизнь уготовила ему судьба. Первый раз он женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой (через родство с ней впоследствии и пришли к власти Романовы).
Девушка отличалась красотой и добродетельностью. Ее-то и выбрал царь на смотринах невест (он выбирал себе жену по способу византийских императоров). Мудрая и кроткая Анастасия умела усмирять вспыльчивый нрав супруга, а его неуемную энергию направлять в нужное русло. Однако, несмотря на смирение и спокойный характер, не понравилась она ближайшему окружению юного царя. Хотя в политику и не лезла, а все же имела влияние на Ивана Грозного, что, естественно, не могло не нравится стоящим у царской кормушки боярам. Анастасия занималась хозяйством, рукоделием, детьми (их у нее было шестеро, но выжили только двое). Смерь царицы через 13 лет после свадьбы была ударом для любившего ее царя. Считается, что умерла она вследствие чахотки и частых родов, но сам правитель думал, что ее отравили, и, наверное, небезосновательно, ведь ближайшее окружение всячески старалось вернуть утраченное положение. Кстати, исследования современной экспертизы подтвердило версию с убийством: анализ сохранившейся косы царица обнаружил значительную концентрацию мышьяка, ртути и свинца – распространенным набором отравительных средств в те времена. После смерти жены царь стал злым, замкнутым и подозрительным.
Второй женой царя стала Мария Темрюковна (это имя она получила после крещения, а оригинальное - Кученей).
Царь пожелал жениться второй раз через 8 дней после похорон Анастасии (любовь, ничего не скажешь). Ему подобрали дочь Черкасского князя Темрюка красавицу Кученей. Свадьба с ней была ознаменована присоединением Кабардино-Балкарии к Руси.
Брак с Марией не был похож на предыдущий: она не занималась хозяйством, а наоборот, везде старалась сопровождать мужа. Вспыльчивая и непримиримая характером, царица не только не утихомиривала мужа, но наоборот, подзадоривала. Считается, что именно она подсказала супругу создать опричнину. Иван быстро охладел к жене и не обращал внимания на ее разгульный образ жизни. Восемь лет брака царя и Марии Темрюковны оставили в памяти народа череду казней и репрессий.
Умерла Мария при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия – здоровье черкешенки подорвал суровый северный климат, однако царь вновь заподозрил отравление, ярость его вылилась в гонениях и череде смертей.
Третьей женой Ивана Грозного стала Марфа Собакина. Помните, ка в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Бунша встречается с царицей: «Простите, как ваше имя отчество?» - «Марфа Васильевна я» - «Эх, Марфуша, нам ли быть в печали!». Вряд ли могла ли царица на самом деле придти к Ивану, ведь женой она была всего 15 дней, которые все и проболела.
После таинственной смерти второй жены царь вновь устроил смотрины. Марфа Собакина затмила всех своей красотой и здоровьем.
Сразу же после помолвки пышущая здоровьем Марфа начала болеть без видимой причины, однако свадьба все равно состоялось. Прямо со свадебного пира молодую жену царя увели под руки в опочивальню. С каждым днем ей становилось хуже и хуже. Через 15 дней она умерла. И снова возникла версия об убийстве в борьбе за влияние на царя. Многие попали в опалу, 20 человек были казнены. Существует и другая версия: якобы мать Марфы передала дочери зелье для ускорения зачатия ребенка, которым та и отравилась.
Третий брак царя был признан недействительным, так как они не успели стать мужем и женой в физиологическом плане, поэтому церковь позволила Ивану 4 жениться еще раз. Четвертой женой Грозного стала Анна Алексеевна Колтовская. И снова царь устроил смотрины.
Супружеская жизнь началась очень удачно: веселая нравом жена положительно влияла на царя. Именно она смогла уговорить мужа отменить опричнину. Однако казавшийся счастливым брак прекратил свое существование через 4 месяца, а царица была насильно пострижена в монахини под именем Дарья. Предположительно, на это решение царя повлиял находившийся тогда в зените славы Малюта Скуратов.
Монахиня Дарья пережила Ивана Грозного на 40 лет и похоронена тихвинском монастыре, игуменьей которого и была.
Жениться в пятый раз церковь уже не дозволяла, но царь сдаваться не привык, а тем более не хотел отказаться от такого лакомого кусочка, как юная красавица Мария Долгорукая, поэтому уговорил настоятеля Спасо-Преображенского монастыря тайно их обвенчать. После первой брачной ночи царь вышел чернее тучи. Легенда гласит, будто Мария не была девственницей, по другим предположениям, она вела себя в постели, как опытная распутница, поэтому, как ни доказывала свою невинность, но царь ей не поверил. Сразу после свадьбы девушку отвезли в Александровскую слободу и утопили в озере. Доподлинно неизвестно, была ли Мария женой царя или нет, ведь впервые о ней, как о жене царя, упоминается только в 19 веке. Возможно, что ее имя вычеркнули из «царского» списка, как не стоящую упоминания.
Следующей супругой царя стала Анна Васильчикова. По церковным канонам она была незаконной женой, но царю уже было все равно, на свадьбу пригласили лишь ближний круг. Анна была тихой, смиренной и нелюдимой. Около трех месяцев царю она была интересна, но потом он охладел к ней и уже н появлялся в покоях супруги. Зачать ребенка ей не удалось. Через год супружества она была пострижена в монахини, а в скором времени умерла (официально от «грудной болезни», но и факт насильственной смерти отрицать нельзя).
Спорно и существование седьмой жены царя Ивана Василисы Мелентьевой, однако имя ее упоминается в фольклорных произведениях, посвященных Ивану Грозному.
По легенде царь увидел жену своего стремянного Мелентия Иванова красавицу Василису и приказал тому прислать жену во дворец, но Мелентий отказался, сославшись не болезнь обоих супругов. Царь самолично навестил их, а вскоре после визита стремянный скончался, а Василиса переселилась в царский дворец. Женщина очаровала царя, он исполнял все ее прихоти, обуздал свой буйный нрав, однако и этот брак-не брак ждала трагедия: однажды царь застал Василису в постели с другим мужчиной. Ее постригли в монахини, где она вскоре и преставилась. Поручиться за достоверность информации о Василисе Мелентьевой никто не может, ведь биография ее «после развода» четко не прослеживается. Нет никаких упоминаний ни о дате пострига, ни о монастыре, ни о месте захоронения.
Последней женой царя и матерью сына Дмитрия стала Мария Нагая.
По церковным канонам брак не был законным, а посему и царевич Дмитрий не мог претендовать на престол. Престарелый царь и его молодая жена быстро охладели друг к другу, их связывал только родившийся хилым и болезненным сын. Вскоре царь умирает, а Марию Нагую с сыном отправляют в Углич, доставшийся Дмитрию на княжение. Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах, а мать обвинила сначала свой ближний круг, а потом и царя Бориса. Марию Нагую постригли в монахини под именем Марфа. Мария Нагая торжественно вернулась в Москву после смерти Бориса Годунова, признав в Лжедмитрии своего сына. Впоследствии от своих слов она отказалась. Умерла последняя жена Ивана Грозного в монастыре.
Да, жизнь царя и Великого князя Всея Руси была бурной и достойной голливудской экранизации, был период укрепления государственности и годы жестокой опричнины, царской милости и опалы, но все же это наша история, и какой ы она ни была, мы должны ее помнить и уважать.