Этот догмат был разработан против ереси монофилитов, которые утверждали, что во Христе одна воля – божественная, у которой человеческая воля находится в подчинении. Святыми Отцами догмат был сформулирован таким образом, что во Иисусе Христе две воли пребывают неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно, основываясь при этом на слова Спасителя: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6,38).
Таким образом, «в воплощении человеческая воля есть собственная воля Слова. Сын обладает собственной волей и, следовательно, Его воля уже не является только волей Отца. Человеческая воля не разрушается, подобно тому, как плоть Христа, хотя и обоженная, сохраняет всю реальность плоти тварной».
Этот догмат соотносится с мистикой потому, что Христос, имея две природы и две воли, благодаря обожению спасет и искупает род человеческий на кресте через смерть, где Он один только
«познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать. И этой смертью безмерной, или, вернее, единственной измеренной, грех уничтожается и исчезает в едином Лице Христа при соприкосновении со всесильным Его Божеством; ибо искупление есть не что иное, как раскрытие Себя для предельного разлучения между человеком и Богом».
Следовательно, догмат о двух воль во Христе говорит о том, что если Спаситель имеет две природы божественную и человеческую, то человек может постигнуть обожение и соединиться с Богом, так как «Бог создал человека Своей единой волею, но Он не может спасти его без содействия воли человеческой».
Спасибо, что прочитали мою статью!