Рубрика: «Культурная среда»
⠀
«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.
Архип Куинджи (1842 – 1910 гг.) родился в Мариуполе в бедной семье грека — сапожника.
Будущий художник рано осиротел, его воспитали родственники по отцовской линии.
С их помощью Архип выучился греческой грамматике, и даже недолгое время посещал греческую начальную школу.
Но мальчик рос в бедности, поэтому был вынужден оставить учебу и с раннего детства начать работать. Он брался за любую работу, пас гусей, служил у хлеботорговца, работал на стройке местного храма, и всегда рисовал.
В возрасте 14-ти лет решил уехать в Крым учиться у Ивана Константиновича Айвазовского и свои первые серьезные работы Куинджи создал под влиянием мастера.
В 1865 Куинджи переехал в Санкт – Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, но попытки были неудачными.
Тогда 1868 году Куинджи создает не дошедшую до наших дней картину «Татарская сакля в Крыму», также написанную под влиянием Айвазовского, художник представил работу на академической выставке, по окончании ее - Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника и ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома.
А с 1870 года Архип Иванович, в числе многих других известных передвижников, начинает свои путешествия на север.
Оказавшись на острове Валаам художник очарованный его красотой, создает живописную трилогию, к которой относятся картины: - «На острове Валааме», «Ладожское озеро» и «Север».
Работа «На острове Валааме» стала первой картиной Архипа Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков, это означало полное признание живописца в художественных кругах.
О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии деревенских пейзажей на социальные темы, среди которых были «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», которые хранятся в Третьяковской галерее.
В 1878 Куинджи получил звание «классного художника первой степени» за картину «Осенняя распутица», это означало награждение живописца большой золотой медалью от Академии Художеств и давало ему право на поездку по Европе.
В этом же году на Всемирной выставке в Париже, Архип Куинджи представил свою работу «Украинская ночь», к этому моменту она уже произвела фурор среди передвижников.
О художнике писала французская критика: —«Куинджи бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Считается, что с этого момента художник начинает экспериментировать с цветом и иллюзией света в своих произведениях.
Например, картина «Радуга» считается одним из шедевров его позднего творчества.
По композиции и тематике она созвучна с более ранней картиной «После дождя», написанной в 1879 году. Даже мотивы использованы те же: дорога, радуга и хлебное поле. Но настроение этой картины - совсем другое, и эта смена иллюстрирует эволюцию художественного мира Куинджи. Художник писал картину пять лет, постоянно возвращаясь к мотиву радуги. Одновременно с «Радугой» он пишет множество этюдов с закатами солнца, и опыт этих этюдов не мог не сказаться на колористическом решении.
Интересно, что художник нарисовал радугу нетрадиционно: не как соединение семи цветов спектра, а как яркую однотонную дугу, или даже вспышку электричества. Радуга словно мост соединяет один край картины с другим.
Куинджи предстает непревзойденным мастером создания цветовых и световых эффектов.
В своем творчестве Архипу Куинджи удалось – создать на плоскости картины впечатление бесконечности живописного пространства.
Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.
Другие публикации рубрики «Культурная среда»