Найти тему
Круто об искусстве

Руки Родена.

Роден "Собор", 1908
Роден "Собор", 1908

В 1876 году в возрасте 36 лет по пути в Италию он останавливается в Реймсе, где впервые видит одно из чудес готики Нотр-Дам де Реймс или Реймский собор - место коронации 26 французских монархов (то есть почти всех).

Он был очарован собором и эта любовь к готике сохранилась на всю жизнь (впоследствии он даже написал книгу посвященную готической архитектуре).

Я говорю о ОГЮСТЕ РОДЕНЕ, который тогда, будучи в Рейне, долго рассматривал головы Иоанна Крестителя, девы Марии и святой Елизаветы - самые знаменитые из 2303 скульптур рейнского собора.

Спустя много лет, в 1908 году, он создает свой "Собор", конечно с оглядкой на трепетные воспоминания о Рейне, но какой-то совсем не христианский что ли.

От собора и от готики здесь осталась общая устремленность вверх, к Богу. Пожалуй, на этом все.

Постоянно в сети (и просто на просторах интернета, и здесь у блоггеров) вы встретите суждение о том, что Роден изобразил молитвенный жест.

Внимание! Это НЕ МОЛИТВЕННЫЙ ЖЕСТ хотя бы потому, что здесь ДВЕ ПРАВЫЕ РУКИ, т.е это руки двух РАЗНЫХ людей.

Но это, безусловно, ПРО МОЛИТВУ. Про сущность человеческой духовной природы.

И про страсти, которые этой молитвой замаливаются.

Известно, что Роден был довольно блудлив, особенно на старости лет обострилась его тяга к прекрасному (то есть как раз на момент создания работы).

Все случалось в Отеле Бирон (бывший дворец), где, к слову, проводил занятия с учениками Матисс и брала уроки танцев Айседора Дункан. Здесь, в двух комнатах, которые скульптур снимал под мастерскую происходили его мимолетные неразборчивые любовные связи.

Более того, в порыве страсти он писал завещание на молодую возлюбленную, каждый раз новое (после смерти художника от воспаления легких в возрасте 77 лет, его друзья обнаружили несколько десятков таких бездумных завещаний).

Именно Роден стал тем, кто так нежно и трепетно изображал секс в скульптуре (вспомним, хотя бы его "Поцелуй" или "Руки любовников"). Его формы более чем объемны, а движения... движения Родена есть страсть, эмоции, внутренние метания и переживая.

Скульптуры Родена - это ЖИЗНЬ. Но не только потому, что образом руководит движение, а еще и по той простой причем, что одного взгляда на статую скульптора достаточно, чтобы понять - перед нами совершенно реальный человек, конечно еще не сосед напротив или этажем ниже, но уже и совсем не абстрактный мифологический персонаж.

Роден считал руки самой главной частью человеческого тела. Именно руки способны рассказать историю, показать правду, стать больше, чем слово (даже больше, чем глаза).

И эти роденовские РУКИ ГОВОРЯТ - о любви, о страсти, о желании, о грехе (также как об античности, готике, символизме, модерне и авангарде). Они есть красивое продолжение того "Поцелуя", который скульптур создал 1889 году. Точнее даже не продолжение, а начало, то, с чего все началось.

А началось все с молитвы. Хотя, все молитвой и закончилось.....

Роден "Собор", 1908.  Музей Родена, Филадельфия.
Роден "Собор", 1908.  Музей Родена, Филадельфия.
-3