Найти тему
Максим Мельников

Догмат о Святом Духе.

Святые Отцы на протяжении все восьмого столетия отрицали заблуждение, не только духоборцов или македонянов, но и других еретиков, которые утверждали, что Святой Дух есть тварь, а не Бог. Также они утверждали Он не имеет единосущие с Отцом и Сыном, и у Него нет божественного достоинства, забывая, как апостол Петр называет Духа Святого Богом: «Солгал Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3-4). Также апостол Павел указывает на божественное достоинство Святого Духа, говоря: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3,16).

Вследствие чего Святые Отцы сформулировали, что

«Святой Дух является Силой освящения и обожения твари и потому если Он не есть совершенный Бог, то тщетно и недостаточно подаваемое Им освящение. Дух Святой усваивает людям искупительные заслуги Спасителя, то, если Он Сам не является истинным Богом, Он не может сообщить нам благодать освящения, и, следовательно, спасение человека, реальное его обожение оказывается невозможным».

А что такое благодать? Ведь она тоже одна из форм мистики. Благодать «означает все богатство Божественной природы, как сообщающейся людям; она – Божество, действующее вне Своей сущности и Себя отдающее: Божественная природа, которой мы приобщаемся в ее энергиях».

Таким образом, почему человеку через обожения дается благодать Божия? Богослов Лосский В. Н. пишет:

«Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, становясь «присутствующим» в каждой личности». Каким образом? Это – тайна, тайна уничижения, кенозиса сходящего в мир Духа».

Итак, догмат, который утверждает, что Дух Святой соединяет человека с Богом и исповедует Божество Христа, есть Истинный Бог и имеет Божественное достоинство, то Он не уничтожает человеческую свободу и благодать, так как Дух святой в мистическом богословии есть

«начаток освящения, знаменует последнюю цель, конец, и одновременно отмечает начало духовной жизни. Он воссоздает нашу природу, очищая ее и соединяя с Телом Христа, Он также сообщает человеческой личности Божественность – общую энергию Пресвятой Троицы, то есть благодать», которая «приникает в человеческую душу, ибо благодать нетварна. Ничто же тварное не может соединиться с душою. Это благодать, дарующая истинную жизнь, - главное в жизни духовного человека».

Таким образом, необходимо отметить, что без Него, как «Тайноводителя, догматы были бы абстрактными истинами, обязательными предписаниями, навязанными извне слепой вере, доводами, противными разуму, принятыми по послушанию и затем приспособленными к нашему пониманию, а не Богооткровенными тайнами, началами нового познания, раскрывающегося в нас и уготовляющего нашу природу к созерцанию разумение».

Спасибо, что прочитали мою статью!