Арктический регион с каждым годом приковывает к себе большее внимание, представляя объект геополитических притязаний для многих государств. Арктика – это не только минеральные ресурсы, но и поле для научных исследований, транспортная артерия (СМП) и возможность для сотрудничества в различных областях. Более того, в последнее время возрастает стратегическое значение региона: больший вес приобретают вопросы секьюритизации. Именно поэтому приарктические государства и нерегиональные акторы (Пр.: Китай) стремятся повысить свое влияние в регионе.
Говоря о классификации арктических игроков, следует подчеркнуть, что наибольшее влияние имеет «арктическая пятерка» - страны, территория которых в значительной степени относится к арктической зоне. В данную категорию входят США, Канада, Россия, Норвегия и Дания. Однако используется также термин «арктическая восьмерка», куда входят еще три страны: Исландия, Финляндия и Швеция. Именно эти 8 государств являются постоянными членами Арктического совета – международной организации, в рамках которого осуществляется кооперация и сотрудничество в Арктике.
Швеция и её Арктическая стратегия
Первая Арктическая стратегия Швеции была опубликована в 2011 году и включала в себя следующие приоритеты: защита уязвимой экосистемы Арктики, экономическое развитие, помощь коренным народам Севера. В последующие годы в неё были внесены дополнения, и на данный момент самым актуальным документом является Арктическая стратегия Швеции-2020. Принципиальное отличие нового курса от предыдущих заключается в том, что в данном документе отражен следующий тезис: изменение климата все больше влияет на повестку и задачи, стоящие перед арктическими игроками, требуя своевременных и эффективных решений.
«У Швеции есть долгосрочный план по развитию Арктики, основная цель которого – это стабильное, мирное и устойчивое развитие региона. Приоритеты: люди, мир и климат» ( Арктическая стратегия Швеции-2020)
Обратимся к тексту Арктической стратегии Швеции-2020, чтобы выяснить, какие задачи в регионе ставит перед собой данное государство. Во-первых , Швеция указывает на то, что арктический регион стремительно меняется из-за проблемы глобального потепления. Трансформация ландшафта Арктики в виде таяния ледников наглядно показывает, к каким катастрофическим последствиям может привести изменение климата, если не предпринимать совместных усилий по минимизации выбросов парниковых газов.
Швеция призывает все страны мира к сотрудничеству в сфере климата в рамках международных институтов. В частности, для арктической зоны главным институтом для реализации сотрудничества по-прежнему остается Арктический совет. Правительство Швеции намерено добиться усиления значимости экологической и климатической повестки в Арктическом совете и придания Арктическому совету более заметной роли в глобальных усилиях по сокращению выбросов парниковых газов. Шведская сторона полагает, что для борьбы с глобальным потеплением все заинтересованные в этом государства должны трансформировать свою энергетическую стратегию.
В Арктической стратегии Швеции также подчеркивается, что изменение климата негативно сказывается на условиях проживания коренных народов на территории Арктики. Поддержка достойного качества жизни коренных народов Севера является одним из приоритетов Швеции, что закреплено во вступительной части документа.
Во-вторых , в Арктической стратегии важная роль отводится влиянию международной обстановки на стратегическую значимость региона. Швеция обеспокоена проблемой милитаризации Арктики, потому что это может увеличить риски столкновения в регионе. Важным уточнением является то, что, согласно позиции шведской стороны, Россия представляет угрозу для безопасности Арктики. Причиной этих опасений является убежденность Швеции в том, что Россия неоднократно нарушала международное право (Пр.: Крым). Несмотря на это, Швеция готова продолжать сотрудничество с Россией, но только при условии уважения принципов международного права.
В-третьих, Швеция заинтересована в вовлечении ЕС в обсуждение проблем и вызовов, стоящих перед арктическими игроками. В частности, предлагается предоставить ЕС статус наблюдателя в Арктическом совете, о чем Швеция начала говорить еще в 2011 году на министерской сессии Арктического совета в Нууке.
Сотрудничество с Россией
Наконец, в стратегии указано, что Россия представляет для Швеции особый интерес в контексте взаимодействия в сферах научных исследований и защиты окружающей среды. Высказывается предположение, что со временем удастся достичь интенсификации взаимодействия Швеции и России в Арктике. Швеция планирует сделать упор как на двусторонний диалог между государствами вне рамок институтов, так и на кооперацию, выдвижение совместных инициатив в Арктическом совете.
Что касается последнего пункта, то важно отметить следующее: в 2021 году позиция председательства в Арктическом совете перейдет к России. В связи с этим Россия разрабатывает программу своего председательства, которое продлится до конца 2023 года. Посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов, выступая на сессии в рамках V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога», отметил, что приоритетами программы России будут «социально-экономическое измерение и обеспечение устойчивого развития региона». В ноябре 2020 года первый заместитель главы Минвостокразвития РФ Александр Крутиков на международном форуме «Дни Арктики и Антарктики в Москве» заявил, что Россия во время председательства в АС также планирует уделить особое внимание улучшению условий жизни коренных народов Севера.
Учитывая, что в Арктической стратегии Швеции одним из трех приоритетов является поддержание нормальных условий жизни коренных народов Севера, вероятно, Швеция будет одной их тех стран, которая поддержит намерения России по работе в этой области. Таким образом, появится еще одна сфера, в рамках которой Россия и Швеция будут углублять сотрудничество.
Заинтересована ли Россия в сотрудничестве со Швецией?
21 февраля 2017 года в Москве состоялись переговоры между министрами иностранных дел России и Швеции Сергеем Лавровым и Маргот Вальстрём. Стороны обсуждали возможности для интенсификации диалога и преодоления противоречий в регионе. В ходе переговоров министры иностранных дел обоих государств подчеркнули необходимость дальнейшего взаимодействия в рамках арктических институтов, так как обе страны входят в «арктическую восьмерку» и заинтересованы в мире и стабильности в Арктике. Особое внимание уделялось также совместному решению экологических проблем.
17 марта 2020 года в Москве прошла встреча советника президента РФ Антона Кобякова и Чрезвычайного и Полномочного Посла Швеции в России Малены Мард. Предметом обсуждения стали возможности для налаживания диалога между Россией и Швецией в Арктике. Стороны сошлись в мнении о том, что основным каналом взаимодействия останется деятельность России и Швеции в рамках таких институтов, как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет.
Антон Кобяков, советник президента РФ, анализируя перспективы российско-шведского сотрудничества, отметил: «Уверен, что у наших стран отличные перспективы для дальнейшей диверсификации сотрудничества и реализации новых проектов в сфере экономики, энергетики, развития северных территорий, равно как в гуманитарной области».
Ранее было обозначено, что Швеция также стремится к сотрудничеству с Россией в сфере научных исследований в Арктике. С 2021 по 2024 год научные организации 18 стран мира (как арктических игроков, так и неарктических) планируют объединиться в консорциум с целью сбора и обмена информацией, результатами научных исследований, связанных с Арктикой: изменение климата, данные об экосистемах, обеспеченность минеральными ресурсами. Этот проект, получивший название "Пан-арктическая система наблюдений: осуществление наблюдений для нужд общества" или Arctic PASSION, станет площадкой для научной кооперации не только между Россией и Швецией, но и между другими государствами, что позволит расширить базу научных знаний об Арктике и в долгосрочной перспективе выработать новые эффективные решения по обеспечению устойчивого развития региона.
Можно заметить, что как Швеция, так и Россия демонстрируют стремление к сотрудничеству в Арктике. Но есть ли конкретные примеры совместно реализованных программ, или же чаяния обоих стран нацелены на будущее партнерство?
На данный момент не так много примеров действительной кооперации между Россией и Швецией. Одним из немногих проектов является вовлеченность Швеции в ряд российских экологических и энергетических проектов «Баренцево окно». В период 2009 – 2011 гг. Швеция была председателем Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и проявляла активное участие в финансировании российских экологических проектов: по снижению рисков работы в Баренцевом море, связанными с айсбергами, уменьшению вероятности разлива нефтепродуктов и т.д. Также в этой связи отметим совместное использование Северного морского пути. Вице-президент Шведской ассоциации судовладельцев Андерс Херманссон считает, что Северный морской путь не представляет угрозы для экологии и представляет собой важную транспортную артерию.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что интересы России и Швеции в арктическом регионе пересекаются в следующих сферах: борьба с изменением климата, научные исследования, обеспечение благоприятных условий проживаний коренных народов Севера. Учитывая наличие проектов и площадок, в рамках которых может осуществляться кооперация между Россией и Швецией, и неоднократные заявления официальных лиц обоих государств, выражающих надежду на интенсификацию сотрудничества в столь уязвимом регионе, можно сделать вывод, что перспективы сотрудничества есть и в ближайшем будущем Швеция может стать весомым партнером России в тех сферах, в развитии которых одинаково заинтересованы обе страны.
Автор: Александра Шабардина