Найти тему
Level One

Москва в глазах русских писателей: от Пушкина до постмодернистов

Оглавление

Московская мифология неоднородна: это предопределено и историей города, и построенной вокруг него идеологией. В литературе 19 века доминирует тема вытесненной, оставленной на обочине истории древней столицы, а в 20 веке советскую литературу захватывает новая Москва как центр нового мира.

Давайте посмотрим, как выглядел город в произведениях русских писателей.

Китай-город — центр старой Москвы
Китай-город — центр старой Москвы

Александр Пушкин

🎩 Идея старой Москвы как анти-Петербурга закрепляется уже в первой половине 19 века. Такова Москва Пушкина. В «Евгении Онегине» он пишет о Москве сразу в двух регистрах. Авторский голос видит идеализированный белокаменный город, где горят купола церквей, сады и чертоги, и вспоминает героическую горящую Москву, не сдавшуюся Наполеону.

👩🏻 Но по сюжету в Москву везут Татьяну, которая, в отличие от автора, никакого восторга не испытывает. Ее глазами мы видим просто хаос большого города:

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Это не противоречие: материальность Москвы, то, как запросто она сочетает возвышенное и земное, и отличает ее от умственного, всегда не совсем реального Петербурга.

Станция метро «Маяковская»
Станция метро «Маяковская»

Владимир Маяковский

⭐️ Московская мифология неоднородна: это предопределено и историей города, и построенной вокруг него идеологией. У Владимира Маяковского есть стихотворение «Две Москвы» (1928) — оно точно зафиксировало момент, когда воображаемая Москва начинает распадаться на две совершенно разные картины. Первая — патриархальная, медленная, консервативная. Вторая — типичный образ современного города, растущего, технологичного, быстрого. Маяковский, поэт будущего и прогресса, конечно, мечтает о времени, когда вторая Москва полностью вытеснит первую:

из-под покоев митрополитов
сюда чтоб
вылез
метрополитен

🔴 Далеко не все писатели так же легко готовы были расстаться с прежней Москвой, но сюжет Маяковского сбылся — к концу 20 века город потерял почти все свои изначальные атрибуты.

Патриаршие пруды — одно из главных булгаковских мест
Патриаршие пруды — одно из главных булгаковских мест

Михаил Булгаков

⭐️ Самый популярный московский роман — «Мастер и Маргарита» (1937) Булгакова — буквально демонизирует новую Москву. Жизнь персонажей-москвичей наполнена иллюзорными заботами и развлечениями, традиционная материальность Москвы начинает исчезать.

🛫 Полет Маргариты пародирует классические величественные панорамы. Взгляд на город сверху не создает единую вселенскую картину, а выхватывает подчеркнуто бытовые детали:

Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок. От этих рек отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов. “Э, какое месиво, — сердито подумала Маргарита, — тут повернуться нельзя”.

📝 По всему роману разбросаны намеки на разрушение и будущую гибель столицы. В черновом варианте Воланд, глядя на Москву, вспоминает, как и положено, Рим — но не величие, а «пожар Рима». У Пушкина и Толстого образ горящей Москвы подразумевает ее победу и воскрешение, Булгаков его переворачивает.

Старое здание Курского вокзала
Старое здание Курского вокзала

Венедикт Ерофеев

🚞 Пика иллюзорности столица достигает в поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» (1969). Путешествие Венички, который пытается добраться на электричке до станции Петушки, — это блуждание по обрывкам русской литературы. В самом начале текста перед нами мельком проходит вся Москва — но почему-то она лишена своего символического центра:

Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись, или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец и как попало — и ни разу не видел Кремля.

🚄 Вместо Кремля герой все время попадает на Курский вокзал, но в финале перед ним воссияет «во всем великолепии» Кремль — вместо желанных Петушков. К этому моменту пространство уже столько раз искривлялось и обманывало, что читатель не может быть уверен в реальности московской географии.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы об искусстве, науке и культуре.

А еще изучать литературу можно в нашей
Книжной песочнице, где всего за 10 минут в день вы сможете начать разбираться даже в самых сложных произведениях.