Найти в Дзене
Елена Евгеньева

Группа Дятлова. Последние часы

Расшифровать зашифрованное можно только «пройдя по следам» шифровавшего информацию человека в обратном направлении. Работу, которую проделал Юрий Яровой по «подшивке» повести «Высшей категории трудности» о гибели группы Дятлова важной информацией, касающейся не только обстоятельств гибели группы Дятлова, но и обстоятельств восстановления дипломатических отношений СССР и Швейцарии, можно охарактеризовать одним словом – уму не постижимо. А еще больше подходит так любимое мной слово мистика.

Уже не вызывает сомнений наличие нескольких не только уровней, но и планов шифрования. Как зашифрован крупный план ? Принцип простой – сначала в модифицированном виде записывается информация, которую субъект речи намерен «подшить» в текст. Эта информация не может быть сконцентрирована в одном месте (точно также, как информация о Золотареве «распределена» между всеми персонажами), в противном случае неравномерность и «перекосы» повествования однозначно вызовут подозрения. Поэтому такую модифицированную информацию необходимо равномерно распределить по всему тексту.

Наверное, большинство из вас читали романы (и зачитывались ими) Вениамина Каверина «Два капитана» (1940–1945) и «Исполнение желаний» (1935–1936). В первом из них повествуется история пропавшей экспедиции и обнаружение палатки с погибшей группой. А во втором романе описывается история расшифровки студентом Трубаческим Х главы «Евгения Онегина». Абсолютно уверена, что Юрий Яровой эти книги читал, и именно эти книги надоумили его зашифровать повесть. Более того, подсказали и способы шифрования. В романе «Исполнение желаний» озарение к Трубачевскому, как разгадать пушкинский шифр, приходит в тот момент, когда он в кино видит бегущие окна поезда. Сознание «накладывает» окна бегущего поезда на стихотворные строки, и Трубаческий понимает, что строчки расположены равномерно. Начнешь с одной и, зная шифр, не потеряешься, так как другая нужная строка будет находиться на определенном расстоянии.

Второй шифр общеизвестен, тем более филологу, тем более журналисту. Это шифр, которым пользовались еще декабристы, так называемый квадрат Полибия.

Одиночные зашифрованные слова распознать и расшифровать просто. Есть таблица, есть ключ, есть метод. Другое дело обнаружение и расшировка целых блоков зашифрованной информации.

В тексте повести Яровой открытым текстом оставил прямые указания – и почему он «подшил» повесть скрытым текстом, и как следует работать с дешифровкой.

Как вы помните, повесть начинается со странного слова Кожар.

« 1.

"Кожар, городская прокуратура»

То есть, автор с первой же строки зашифрованным словом, которое после расшифровки по квадрату Полибия оказывается словом «Гибел ` », отсылает нас к материалам дела, упоминая при этом надзирающий орган.

В тексте повести есть прямое указание, что дешифровать следует по порядку. И, как каверинский Трубачевский совместил окна бегущего поезда и стихотворные строчки, нам следует совместить информацию из уголовного дела и хронологические события с текстом повести.

Что мной и было проделано, еще раз поражаясь мастерству шифровальщика Ярового.

Попытаюсь сейчас вкратце рассказать о последних часах жизни ребят. Еще раз оговорюсь – опираюсь на шифр повести и материалы уголовного дела (характер телесных повреждений, одежда, обувь и головные уборы, обнаруженные вещи и т. п.), в собственной интерпретации.

На предпоследней стоянке (той, что неподалеку от лабаза) мимо ребят во время их последнего приема пищи на широких лыжах проходит «Гена» (брат Золотарева Николай), ребята приглашают его пообедать вместе с ними. Человек объясняет, что идет он проверить капканы, которые расставлены неподалеку. После обеда он прощается и вроде бы уходит, но на самом деле он притаился неподалеку. Золотарев прячет то ли ледоруб, то ли топор (Яровой в своей повести упоминает слово «лесоруб», то есть, что он точно не знает, был это ледоруб или топор). Когда группа уходит на достаточное расстояние, «Гена» выходит из своего укрытия, забирает спрятанную Золотаревым вещь, заматывает ее в какую-то древнюю ветошь (обмотки), и неспеша идет вслед за ребятами. Нагоняет ребят в тот момент, когда они кончают ставить палатку. Объясняет, что возвращаясь после обхода капканов на месте их последней стоянки обнаружил оставленную ребятами вещь (топор или ледоруб ?), ребята благодарят. Золотарев говорит «Гене» фразу примерно такого содержания: «Да Вы же весь задубели. Где Вы умудрились так промокнуть ? Ну-ка, ребятки, с мира по нитке». Ребята делятся с «Геной» лишней одеждой, предлагая ему остаться переночевать. Палатка установлена. «Гена» устраивается у самого входа, объясняя это тем, что утречком сразу же уйдет и не хочет будить ребят. С другой стороны у входа в палатку – Дубинина (сравни почти аналогичный характер телесных повреждений Дубининой и «Гены»).

(далее текст почти совпадает с изложенным в предыдущих статьях «Нёлолов, онтолов, лов*», «Преобразователь», др.), поэтому те, кто уже читал упомянутые статьи, могут эту часть текста опустить и продолжить чтение под картинкой)

Кривонищенко достает из потайного кармана прибор и передает его Золотареву. Золотарев передает ему боевой листок «Вечерний Отортен». Золотарев с Тибо поднимаются по склону. Колеватов достает радиоактивное вещество и помещает его на склоне, ближе к палатке. Слободин достает принесенное с собой полученное по паспорту химическое вещество и размещает его в контейнере с радиоактивным. Сначала Колеватов, потом Слободин возвращаются в палатку, снимают лыжные ботинки. Колеватов, Дятлов и Колмогорова находятся в самом дальнем от входа конце палатки. В самом высоком месте палатки Дорошенко держит фонарик, чтобы Кривонищенко мог прочесть боевой листок, написанный загодя Золотаревым. Слободин, сидя в центре палатки, натягивает один валенок. В это время выше по склону Золотарев устанавливает на основательно утепленную голову Тибо прибор, настраивает его. Тибо в правой руке держит фонарик, на запястье левой руки две пары часов

(из акта осмотра тела: « на голове одета и плотно завязана шерстяная вязаная, зеленого цвета, спортивная шапочка с тремя отверстиями округлой формы размером 3 х 3 см., расположенных впереди. Брезентовый меховой шлем цвета хаки с застежкой молния, шлем затягивается шнурком. Брезентовая зеленая меховая куртка на овчине, на застежке молния, с двумя накладными карманами. В правом кармане шерстяные, сероватого цвета перчатки, в левом кармане металлические монеты: 10 коп., 20 коп. и 2 коп., две свернутые бумажки, расческа. Шерстяной поношенный свит, одетый на левую сторону. Синяя поношенная трикотажная майка, которая справа и внизу имеет повреждения разрывы ткани овальной формы размером 2 х 3 см. На левом предплечье двое часов: спортивные часы, которые показывают 8 часов 14 минут 24 секунды. Часы "Победа" показывают время 8 час.39 минут. »)

Следует обратить внимание на то, что на Тибо не было одежды, застегивающейся на запястьях. То есть, должен был быть свободный доступ к часам (заодно уточню, что часы «переползли» с запястья на предплечье, когда раненого Тибо несли поочередно Колеватов и Дятлов). Когда Тибо начинает по секундной стрелке обратный отсчет, Золотарев группируется и падает в снег. Дубинина, находящаяся в палатке у самого входа, почувствовав угрозу для Тибо, чтобы его предупредить об опасности, очень громко кричит (крик совпадает с моментом взрыва, поэтому у Дубининой оказывается поражен корень языка, со всеми вытекающими последствиями).

А Слободин, натянув один валенок, внезапно решает сделать исторический снимок, хватает первый попавшийся под руку фотоаппарат, который на момент взрыва смеси и бьет его в лоб.

(из акта осмотра тела: « В области лба в средней части мелкие ссадины бурокрасного цвета пергаментной плотности слегка вдавленные. Над ними две царапины линейной формы под сухой бурой коркой длиной до 1,5 см, расположенные паралельно надбровным дугам на расстоянии друг от друга на 0,3 см.
В области верхнего века справа ссадина бурокрасного цвета размером 1 х 0,5 см.
От переднего края чешуи левой височной кости по направлению кпереди и вверх участка лобной кости располагается трещина кости с расхождением краев до 0,1 см, длина трещины до 6 см. Трещина находится на расстоянии 1,5 см, от стреловидного шва.» <…>
«Указанная закрытая травма черепа причинена тупым орудием. В момент возникновения она несомненно вызвала состояние кратковременного оглушения СЛОБОДИНА и способствовала быстрейшему замерзанию СЛОБОДИНА.»)

После взрыва радиоактивно-химической смеси палатка наполняется едким удушающим дымом. У входа в палатке находятся «Гена» и Дубинина с переломами ребер, Слободин посреди палатки на некоторое время оглушен, Дорошенко и Кривонищенко ослеплены. Поэтому Дятлову и Колеватову ничего не остается, кроме как разрезать тент палатки, вытолкнуть Колмогорову (которая бросается к Золотареву), выбраться наружу, вытаскивая за собой Кривонищенко и Дорошенко. Затем происходит эвакуация «Гены» и Слободина. Золотарев контужен, но Колмогорова принимает его за мертвого. Колмогорова поднимает включенный фонарик, выпавший из рук Тибо, и спустившись к палатке, помещает включенный фонарик на верх палатки. Тибо без сознания. Его вниз по склону поочередно на спинах, держа за кисти рук, несут Дятлов и Колеватов.

Сколько времени требуется пройти, спускаясь с горы, около 1500 м при дующем в спину ветре в стрессовом состоянии, уходя от опасности ? Среднее время пешего прохождения 1 км составляет от 10 до 15 минут. Дятловеды понимают, к чему я клоню. Дубинина, согласно заключению эксперта, с момента получения травмы могла прожить 10-20 минут, при этом эксперт делает оговорку: « Надо учесть, что все они тренированные, физически развитые, выносливые люди …».

До кедра Дубинина, поддерживаемая Колмогоровой, должна была успеть добраться сама.

Ребята замерзли внезапно, очень быстро, так как при взрыве помимо облучения подверглись воздействию едкого удушающего дыма.

И когда Золотарев пришел в себя, возможно, помимо контузии были еще какие-то телесные повреждения, пока нашел в снегу прибор, который они испытывали, пока сориентировался, что к чему и куда направились ребята (на верху палатки находился включенный фонарик), пока отправился вниз по склону (возможно, на широких лыжах «Гены», подбитых оленьим мехом), то к своему ужасу увидел то, что увидел… Когда убедился, что никого в живых не осталось, и «Гены» в том числе, он вернулся к палатке, выключил фонарик, заткнул чьей-то меховой курткой отверстие возле входа. Немного поспал или просто обдумал, что делать дальше. Вернулся к телу «Гены». И ушел. Юрий Яровой потратил на его поиски 21 год и в итоге поплатился своей жизнью. Вечная память ребятам и Юрию Яровому.