«Нашему ребенку уже год, а он почему-то не говорит…» Ответственные папы и мамы к этому возрасту своего малыша задаются вопросом: «Почему?». И «Что делать?». Ведь не хочется упустить момент… Логопеды Redsale помогут разобраться, стоит ли беспокоиться, если кроха в годик не произнесла ни слова, когда действительно следует начать волноваться по поводу задержки речевого развития и что с этим можно сделать.
Нормы развития речи и общения у детей до года
Каждый малыш индивидуален и развивается по-разному. Однако есть ряд нормативов, на которые имеет смысл ориентироваться родителям. Они основаны на среднестатистических данных развития детей (см. таблицу):
Резюмируя вышеприведенные данные, можно отметить, что:
- на втором месяце жизни младенец «агукает», т.е. произносит несколько отдельных звуков: «агу, а-а-а, абы»;
- с третьего по пятый – «гулит», т.е. из его уст звучат разные певучие звуки;
- с шести – говорит слогами: «ма-ма-ма, да-да-да»;
- с одиннадцатого по двенадцатый – лепет становится осмысленным. Слова малыша уже означают что-то конкретное.
Таким образом, уже к 1 году #ребенок с нормальным развитием произносит от десяти до двенадцати слов. Кроме того, он знает имена окружающих его людей, названия своих игрушек, у него есть понимание, что можно и нельзя, надо и не надо, он выполняет простые просьбы. А вот уже с года и до полутора лет у малыша формируется активная #речь.
Стоит ли беспокоиться при отклонении от среднестатистических данных?
Если малыш в годик мало или плохо говорит, следует оценить его общее состояние и ответить себе на следующие вопросы:
- Каково его эмоциональное состояние?
- Реагирует ли он на происходящее вокруг глазками?
- Есть ли нарушения в координации движений?
- Развита ли мелкая #моторика?
- Отзывается ли малыш, если к нему обращаются по имени?
- Какова реакция на голоса близких, шум бытовой техники?
Реальным поводом для беспокойства и сигналом для активных действий может быть:
- общая задержка #психомоторного развития, связанная с органическими нарушениями деятельности головного мозга;
- ухудшение зрения;
- снижение слуха.
В остальных случаях можно не волноваться – потерпите, всему свое время!
В каких случаях повода для беспокойства нет, и какие еще существуют причины задержки речи?
1) Генетика. Если у кого-то из семьи уже была задержка речевого развития, то вероятность предрасположенности у малыша тоже существует.
2) Пол ребенка. По статистике, девочки начинают говорить раньше. Мальчики хоть и более поздние, зато в большинстве случаев сразу начинают с фразовой речи. Именно поэтому не стоит тревожиться, если в год малыш не говорит слогами. Зато потом не остановишь – будет разговаривать сразу целыми предложениями!
3) Долгое применение пустышки. Если малыш бесконтрольно сосет пустышку, то со временем нарушается прикус и в развитии речи могут возникнуть дефекты (как пример – при произношении свистящих звуков).
4) Возможный стресс. При неблагоприятной атмосфере в семье могут возникать не только проблемы с речью, но и с психоэмоциональным развитием малютки.
5) Недостаток любви и эмоций – он негативно сказывается на всем. Крохе важно и нужно слышать речь родителей в разных интонациях, видеть живую мимику, ощущать нежные прикосновения, чувствовать тепло мамы и папы, учась и подражая им во всем. Если в семье практически отсутствует момент проявления эмоций, то у ребенка, к сожалению, могут появляться речевые проблемы.
6) Гиперконтроль родителей, основанный на многократном «нельзя». С первых месяцев жизни детишки познают мир и очень любопытны. Однако если взрослые тут же пресекают его инициативу: «Это не трогай!», «Нельзя!», «Туда не лезь!», «Сюда не ходи!», то это пагубно влияет не только на развитие речи, но и на познавательные способности ребенка.
7) Перегрузка информацией. Каждый родитель желает, чтобы именно его непоседа был гением во всем, однако не стоит перегружать его несвоевременной подачей информации и обучением. Пусть все идет своим чередом: сначала – дружественный окружающий мир, а уже потом – домашние уроки по письму, изучению букв и цифр, чтению.
8) Зачем говорить, если есть язык жестов ? Примерно до восьми месяцев маленький человечек своими эмоциями и жестами показывает маме и папе, чего он хочет. К 1,5 годам – выражает свои желания словесно. Но есть и такие малыши, которые просто ленятся разговаривать. Они покажут маме пальчиком, чего хотят, и получат желаемое. Конечно, опекать своего ребенка важно, но и мотивировать на произношение слов, предложений и т.д. тоже необходимо. Иначе малыш продолжит молчать. А зачем говорить, если его и так понимают?
Как ускорить процесс и «разговорить» маленьких молчунов?
Если ребенок в годик не говорит «папа», «мама», просто мычит или выдает только слоги, то в первую очередь нужно обратиться к специалистам. Это позволит оценить развитие вашего малыша в целом и – при необходимости – начать лечение.
Если поход к врачам даст хороший результат и патологии по здоровью будут исключены, родителям придется настроиться на ежедневные несложные действия. Что это может быть?
- Больше общаться с непоседой – вести диалоги, неторопливо и внятно произносить слова, придавая им различную эмоциональную окраску. Малыш будет перенимать вашу речь и повторять за вами.
- Читать и разглядывать вместе книги – сказки, потешки, стихи и прочее. Читая интересные материалы с яркими иллюстрациями, обязательно сопровождайте их звуками. Например, мышка говорит «пи-пи-пи», котик - «мяу-мяу», щенок - «гав-гав», машинка – «би-би», трактор - «тр-тр-тр» и т.д. Вовлеченный в увлекательный процесс, малыш будет сам изображать звуками нужных сказочных персонажей.
- Развивать мелкую моторику . Тренируя маленькие пальчики продеванием шнурков в дырочку, собиранием пирамидок, закручиванием крышек, можно ускорить развитие речи. К тому же ребенок будет учиться концентрации внимания, терпению, трудолюбию.
- Проводить совместную гимнастику для языка, губ, щек – улыбнуться, как лягушка, прорычать, как тигр, открыть рот, как бегемот, облизнуться, как песик. Такие простые занятия настраивают на рабочий лад речевые мышцы, а это способствует скорейшему развитию речи.
- Устраивать прогулки на свежем воздухе – в лесу, парке, сквере, во дворе своего дома. Это поможет малышу исследовать окружающий мир. Например, послушать пение разных птиц, потрогать кору деревьев, подержать в руках шишки, каштаны, желуди, понаблюдать за действиями муравьев и т.д. Желательно в процессе рассказывать малышу обо всем, что увидели и потрогали. Таким способом эмоциональное развитие ребенка положительно повлияет на речевое.
Главное – терпение!
Развитие #речевого аппарата у детишек – процесс небыстрый, требующий внимания, бережного стимулирования и отношения родителей.
Не нужно подгонять, раздражаться на ребенка в ожидании быстрого результата. Старайтесь отодвинуть цель на второй план и с удовольствием находиться в процессе самого развития. В этом случае итог вашего совместного труда будет гораздо круче! А самое главное, что результаты вы увидите гораздо раньше, чем предполагали. Иначе и быть не может.